С появлением Велосипеда открылась возможность самостоятельно посетить жемчужину Ульяновской области, Белое озеро.

План прост, едем электричкой  до станции Кузнецк пересаживаемся на велосипеды  и по старой трассе параллельно М5 доезжаем до села Татарский Канадей, далее ориентируемся на месте, чтобы попасть в Сосновку, на  карте, имеющейся на тот момент, нарисована дорога к пункту назначения.

 

 

Пассажирский билет до Кузнецка стоит 86 рублей плюс 33 рубля за провоз домашних животных или птицы, к которым можно отнести наших педально-рогатых коней.Для насыщения программы похода планировалось, сойти на 739 км с электрички и продолжить катание до Пензы.

Кратковременные осадки на кануне старта, а также непроглядные просеки, замеченные из окна электрички привели к мысли, что выходить на вторую часть похода лучше в Шнаево и катиться от переезда по знакомой грунтовке до Золотарёвки.

 Тем временем под мерный стук колёс солнце все чаще пробивалось из-за туч и через два часа сорок минут мы стояли на вокзале города-героя Кузнецка.


Двинулись от станции на восток по  дороге, проходившей мимо вокзала, через каких-то 400 метров из подворотни слева, выезжала фура с надписью МАГНИТ, так мы нашли магазин. Слегка подкрепившись, продолжили путь по главной дороге. На выезде из Кузнецка дорога приняла добротное состояние, 

 

 Приятно что, ремонт старой трассы почти завершён,  плюс, совсем небольшое количество машин в пути.

 

Проехав Ульяновку и Евлашево с магазинами у дороги, отмотав 22 км, мы уже поднимаемся на мост через жд и скатываемся на М5, Продолжая движение с километр, поворачиваем по указателю Татарский Канадей->. Дорога заходит в село, нам подсказывают направление к Сосновке. Прыгая на кочках и тряся рюкзаками, педалим по сельской улице под гогот гусей, привлекая любопытные взгляды. По карте наш маршрут Татарский Канадей-Мордовский Канадей и без заезда во второй спускаемся в русскую Сосновку

 

 

 На фото: Направление Татарский Канадей – Мордовский Канадей по верхней дороге.

 

Если посмотреть  с этой дороги на право, с поля видны крыши Сосновки,  а на выезде левый поворот в гору. Эта дорога соединяет Сосновку и Дубровку.

Солнце разогревает окрестности, штурмуем крутой подъем - приятное препятствие для разнообразия. Горка в меру крута и хороша для тренировки, воздух необычайно свеж.

Забираемся на вершину, над потными телами кружат голодные слепни.

У Сергея на руле мини полотенце из микрофибры, сухое тело меньше привлекает  паразитов!

А мне оставалось отбиваться от крылатых мерзавцев.

 

На Дубровку.

На этом участке приходилось выбирать место для движения, расколбас от следов давно прошедшего трактора тому причина. Скорость не хотела подниматься выше 15 км/ч.

От тряски консольный багажник на велосипеде Сергея уводило в сторону и его приходилось часто поправлять.  Свои задержки Серёжа обозначал громким кряканьем своего клаксона. Замечу, что это сигнальное устройство может быть весьма полезно в походе, если нет сил, что-то крикнуть своим товарищам  стремительно летящим вперёд.Smile

В Дубровке появляется асфальт, продолжаем чуть заметный подъём. 

 

 И вот перед нами долгожданный лес.

 


 Катим в тени  деревьев, ароматы соснового леса, поднимают тонус путешественников!

 

 

Это наверное все машины на данном этапе .

 


Развилка перед озером, налево северный берег, на право южный берег озера.

 Мы поехали на право по асфальту. Небольшой спуск слева за деревьями замечаем палатку и блеск воды, катим дальше и дорога упирается в ворота с предупреждающей надписью: Въезд и вход на территорию без регистрации запрещен!

Пишу и не понимаю, почему мы не спросили у дежурных о возможности размещения на их территории? 

Возможно увиденное, не соответствовала нашим ожиданиям.

Берег плотно застроен и все это обнесено заборами. Справа ларек и продуктовый магазин.

Начинаем объезжать этот поселок справа по дороге, надеясь найти проход к озеру.

 Заборы, кусты, глухие стены домов, упираемся в ворота, открывается калитка и к нам выходит женщина с велосипедом! Здороваемся. Сообщаем: - Сами мы не местные голодаем и скитаемся, где можно проехать к берегу и встать с палаткой?

Женщина отвечает:- Ну, даже не знаю, хотя, поехали за мной, я вас проведу, есть одна тропинка.

  Между высокими заборами и домами частной территории приближаемся к берегу, проводница намекает, в частном порядке могут разместить, сдаются места отдыхающим.

 Далее нам указывают направление к  калитке. 

  

Обстановка получилась следующая: От воды до забора есть свободная полоса берега шириной  10-30 метров.

За заборами детские лагеря и зоны отдыха.

Осматривать весь берег мы не стали, оставим это занятие до следующих поездок.  

 

Место стоянки выбрали так чтобы не отсвечивать.

Народу было мало, но очень много комаров!  

Ужинали и завтракали у воды, на мостках установлены удобные лавочки. 


 

Вот на этом месте мы провели весь вечер, созерцая зеркальную гладь.

Отсутствие публики и тишина создавали впечатление, что находишься на правительственной даче.

Мы попали в кон, не было наплыва отдыхающих после дождей, а лагерная смена открывалась после нашего отъёзда. Вокруг было чисто убрано, заповедная санитарная зона, где найти туалет осталось загадкой.Smile

Белое озеро расположено в лесостепной зоне на высоте 350 метров над уровнем моря.

Это своеобразный памятник ледникового периода, возраст озера составляет 250 тыс.лет.


 Свое название озеро получило за белый песок и исключительно прозрачную воду, которая позволяет на глубине полутора-двух метров видеть мелкую рыбёшку.

 

 

Озеро не проточное, водное питание осуществляется за счёт атмосферных и грунтовых вод. Берега низкие, ровные, в некоторых местах заболоченные.

 

 

Такое своеобразие объясняется значительной высотой места, благодаря чему местность имеет пониженные температуры и повышенное количество осадков.

Вода была теплая, купались на мелководье.

 

Академик Б.А. Келлер, посетив озеро в 1911 году, назвал его уголком Финляндии, ввиду своеобразия природы, характерной для более северных районов.


 Профессорами Куйбышевского медицинского института П.Н. Климовицким и В.Н. Шиклеевым было установлено, что воздух в зоне озера обогащён легкими аэронами и их количество в 2,3 раза выше, чем на Кисловодском курорте! 

Уникальность Белого озера позволила объявить его памятником природы.

 

Провожая солнце замечаем утку с утятами. Немного посидев в  ночной тишине заваливаемся спать.

 

Встаем в пять утра, завтракаем и пьем чай на мостике, любуясь творением природы.  

 

Вчерашнее время в пути составило 3 часа 20минут выезжать надо в шесть утра. Утренняя электричка в 9:40.

 Стартанули с задержкой 15 минут.

 

Обратный путь оказался более захватывающим! Он представляет многокилометровый спуск.

Упоённые скоростью передвижения часто останавливаемся для фотосессии.  

  Окружающая панорама плюс туман с утренней свежестью создают иллюзию южного горного курорта!

Хочется снимать еще и ещё, но время неумолимо уходит! Надо поторапливаться.

Перспектива проводить уходящий состав и торчать на вокзале три часа не входит в наши планы. В довесок была назначена встреча с форумчанином cjla8ok для совместного продолжения поездки!


Классика Русской живописи картины Шишкина.

Ну как можно проехать мимо такой красоты?  

Наматывая милю за милей, готовимся делать крюк через Сосновку по известной дороге. На нашу удачу в поле стоит сельский труженик, он далеко, но проявляет инициативу.

Слышим протяжный крик вопрос:-Кудааа?

Отвечаем:- На Кузнееецк!

 Он опять кричит:-Стооооой, назааад! Вам надоТудаааа, На Татарский Канадеееей!!!

Спасибоооо! И мы едем нижней дорогой в Татарский Канадей без заезда в Сосновку.

 Полевая дорога может быть серьёзным грязевым препятствием после затяжных  дождей, но сейчас она ведет нас с приличной скоростью вдоль Татарского села, через овраг, есть дорога. На трассу заезжаем с другой стороны села. И постепенно увеличиваем скорость.

Понимая, что  в Кузнецке нам ничего не светит, тормозим в Евлашево и быстро ныряем в магазин за кефиром, он холодный, прячем его в сумку и начинаем настоящую гонку!

Летят километры бегут драгоценные минуты, держим предельную скорость для нашей техники 25-30 км/ч. Не зря я ездил, марафон, не зря!

  Кричу Сереге:- Щас готовь спрей от комаров перед посадкой в вагон будем брызгаться, ведь приедем в мыле и пассажиры от наших ароматов попадают! Вот она наша электричка, родная.  Забрасываем велосипеды в первый вагон. Объявление в репродуктор:- Кузнецк-Пенза отправляется через пять минут! Хух!, переводим дух,

 Достаем съестное, прохладный кефирчик идет особенно хорошо!

Анализируем нашу ситуацию:-Сократили обратный путь благодаря удачной встрече, консольный багажник оставался на месте, не было досадных проколов, успели, нам очень повезло!

На будущее надо иметь в запасе 3,5 часа. Вагон полупустой, Сережа ложится на лавку отдыхать. Я соглашаюсь, что после такого кросса мы порядком утомились, можно смело ехать до Пензы! Славу на перроне я не видел, что-то не срослось.

Проверяю телефон, от него пропущен вызов.

Звоню, cjla8ok сообщает: -Я еду с вами но в последнем вагоне! Хорошая новость, иду знакомиться. Рассудительный Вячеслав рассказал намного о велосипедистах Кузнецка,  о моих желтых стеклах на очках и о своем плане на случай нашего отсутствия. Условились выйти в Шнаево.

 

 

Часть вторая: Покатушка Шнаево-Золотаревское Городище-Берег Сурского водохранилища- Пенза.

 Сергей помог мне стащить велосипед на платформу и поехал электричкой в Пензу

  Шнаево. Стоит полуденная жара по поселку катят два велосипедиста, один имеет здоровый рюкзак «штаны» на багажнике, у второго седока заплечный рюкзак литров пятнадцати. Это Олег и Слава педалят на контактах в Золотаревку. На встречу им едут два пацанёнка лет 7-8, но на чём они едут?!  Игрушка для настоящих мужиков! Мы такого ещё не видели! У них между ног настоящий мини квадроцикл с двигателем внутреннего сгорания!!!

 Дорога через переезд мне знакома по прошлогоднему походу, на сей раз, есть приятный сюрприз, оказывается в обратном направлении до самой Золотаревки это спуск с горы!

   Сегодня я хватил жару...поливаю голову холодной водой у знакомой колонки.

 На выезде по указателю едем на раскопки городища другая дорога мне не известна.

 Хочу провести для Славы мини экскурсию. Тяжело дыша выталкиваю груженый байк из оврага на начало экспозиции. Приходится пройтись туда- сюда восстанавливая дыхание. Фото на память:


  Рассказываю гостю кое-что из услышанного от Белорыбкина во время осенней экскурсии, смотрим волчии ямы покидаем место битвы и выбираемся на трассу.

Слышу хлопок, у Славы стрельнула камера заднего колеса, он ставит заплатку. Доезжаем до надписи «Берегите лес» спускаемся к воде, на привал.

 

Купались, варили кашу, пили чай в тени могучих сосен, ходили на родник.

 

 

 


Достаточно отдохнув поднимаемся обратно на трассу.

Слава отстал, делаю звонок, у него опять спустило колесо.

Дальше началась целая эпопея с заплатками! 

 Слава верил, что следующая качественно поставленная латка не подведет, однако, через несколько сот метров слышался свист, воздух предательски выходил из заднего колеса.

 

На четвертый раз решили попробовать клей из моего комплекта, но всё тщетно! 

Моё мнение - латки небольшие пятачки, были слишком малы, площадь клееной поверхностей получалась не достаточной, воздух прорывался.

Пока ставили мою камеру у химзавода, мимо проехала женщина вело-туристка.

  Только мы тронулись в путь как от авто стоянки выскочили собаки лая нам во след, в этот момент позади раздаётся звук мега-пневма гудка, собак сдуло, нас обгоняют ещё два велотуриста, со словами:- Не бойтесь мы вас прикроем, они быстро уходят далеко вперед.

Народ начинает возвращаться с моря.

 Один мужик показался мне знакомым, предлагаю Славе пуститься в погоню и посмотреть поближе.

 Но не тут то было - расстояние не сокращается, начинаем новую гонку!

Резво вращая педали, медленно сокращаю дистанцию, в зеркало вижу что, не смотря на приличную скорость, к нам на хвост садится еще пара байкеров с рюкзаками на багажниках.

Со словами:- Спасибо что дотащили меня до своих! нас обгоняет один из них. 

Меня это начинает заводить, несемся вперед, сокращаем разрыв. Щас мы им покажем!

Немного повисев на колесе обходим тройку и делаем приличный отрыв.

В зеркало видно что ребята не желают отставать и прибавили! Но мы не поддаемся.

На следующем повороте посигналив нам на прощанье, ребята поехали лесом, видимо в Заречный.

Ну вот еще пара поворотов и мы в Ахунах, обогнали женщину на спуске, едем в Центр.

 В городе во всю идет гулянье.

 

 Слава впервые в нашем городе

Немного покатавшись по центру, провожаю Славу до вокзала - через 20 минут его электричка.

Расстаёмся, мне пора домой, на улице Суворова покупаю квасу и спокойно доезжаю до дома. Все планы выполнены, накатался так, что ушатался.

От Белого озера до Кузнецка получилось 51 км.

Дневной пробег составил 113км.