• Даты: 26 апреля - 5 мая
  • Маршрут: Полоцк - Дисна - Миоры - Иказнь - Поснудье - Браслав - Шарковщина - Париж - Поставы - Нарочь - Вилейка - Хатынь - Минск

Трек для скачивания: Google Earth KML

 

Технические данные: 550км

Участники:

Слева направо, сверху вниз: Раф (Питер), Наталья (Пенза), Настя (Пенза), Вадим (clopgovorun, Пенза), Аня (Пенза), Роман (Пенза), Игорь (IGA, Пенза), Вадим (timka, Пенза)

 

Содержание

 

Вступление

Наступили очередные майские праздники, а значит у Пензенских велотуристов с форума veloclubpenza.ru появляется возможность отправиться в первое в этом году какое нибудь большое путешествие. Мы уже ездили и в велопоход в Самарскую Луку, и в Хвалынск. Побывал я и в Белоруссии в это время в 2012 году. С той поездки осталась какая то ностальгия по хорошим дорогам, солнечным денькам и приветливым людям. Поэтому решили снова отправиться в Белоруссию, на этот раз сделать особый акцент на природную часть, или как сейчас модно говорить "экологическую". Север страны отлично для этого подходит: тут множество озер, лесопарков, грунтовых дорог. Команда на этот раз подобралась большая, 8 человек, что для такого похода с его форматом здорово! Будет веселее! 

Подготовка, отъезд из Пензы

В плане продолжительности, это был первый поход и конечно же боялся забыть что-то; особенно напрягал вопрос по одежде: все-таки вторая половина весны, погода очень непостоянна и днем можно ехать в шортах, а утром чуть ли не заморозки(что и было разок); так же был назначен в роли замыкающего и техника-ремонтника. Раз поход такого формата впервые, то сам Бог велел спросить всё у знающих, что было и сделано. Всё, что мне сказали нет смысла рассказывать, дали только в аренду неплохие такие мембранные штаны из секонд-хенда.

До сих пор не забуду день отъезда: поезд вечером, весь день можно спокойно собрать весь багаж.

Я конечно основные вещи заранее приготовил, но вот все мелочи остались на последний день. День был просто сумасшедший, я раз 10 перекладывал вещи в гермомешках, а тут еще позвонила Наталья Львова и сказала, что в секонд на Кирова пришла вело одежда моего размера, и что пару маек и джерси мне не помешает. Я оставил детей на попечение моей мамы, т.к супруга на работе была, а дети немного хворали, прыгнул на свой Автор и пулей помчался в центр. Секонд нашел быстро и действительно купил себе отличную джерси, веломайку и жилет, которые были просто идеально сшиты на мою фигуру и за все отдал какие-то смешные 950р. Список вещей напишу в самом конце похода, а главное скажу про то, что пригодилось, чего нет и чего следовало бы взять; благо «чего следовало бы взять» мало )).

Домой примчался уже ближе к 14-ти часам. Телефон весь день разрывался от звонков, но вот баул собран и даже взвешен – 12кг, но всё еще впереди, в процессе похода и все 20 будет весить. Вот и пришло время «Х», пора на встречу с Игорем(IGA) и на вокзал. Дома мы по обычаю присели, мама уходила к себе и заодно мне помогла хоть двери в подъезде держать. Во дворе сделала она пару фото меня с «конем» и я покатил к «Ленте» на встречу с Игорем. Спиной почувствовал, что мама меня перекрестила украдкой, когда отъехал от нее. Хоть я и не очень в это всё верю, но удача нам не помешает. Ехалось с непривычки немного тяжело, т.к давно не ездил на груженом велике и велик немного водило из стороны в сторону при небольших поворотах руля. На вокзал приехали вовремя, немного заранее, но там уже были Настя, Максим(lithe) и Аня с Денисом Ермолаевым.

Хоть велики теперь можно возить в поезде как ручную кладь, но мы решили на них взять багажные квитанции, т.к у нас не одно, а 2 места, мало ли чего, благо обошлись они нам по 80р. Всего. Проездные документы у нас были куплены через интернет заранее, единственное, что мы не брали на обратный путь билеты от Москвы до Пензы, т.к решили ехать на автобусе. На вокзале правда сами кассиры тупили по поводу этих квитанций и мы бегали с Игорем(нас послали их купить на всех) то в справочную, то к начальнику билетных касс. Но вот квитанции куплены, посадку на наш поезд объявили и нам пора на посадку. Мы с Игорем решили паковать велы в мусорные мешки и заранее купили рулон мешков на 200л и рулон скотча. Сразу замечу: брать лучше мешки на 360л, но всё же стоит приобрести или сшить велочехол, т.к был небольшой прецедент в столице, с уже белорусскими проводницами, но до этого мы еще дойдем. Ну и как всегда бывает в таких случаях – тупизм и излишняя спешка при упаковке великов. Как на грех шестигранника на мои педали у меня не оказалось. Шестигранник дали, но сцуко педали прикипели. С грехом пополам я-таки их открутил. Потом мы с Игорем прикидывали как лучше разрезать мешок и скотчем все скрепить – дурдом. Лиха беда начало, это все по неопытности, дальше будет легче. Очень нам помогал Денис Ермолаев с ВелоПензы, спасибо ему огромное. Велики мы с некоторым трудом, но всё же положили на багажные полки, а баулы в отсеки под нижними полками. Пассажиры конечно некоторые смотрели на нас как на идиотов и иногда высказывали опасения по поводу: не упадут ли велики во время движения; но видя, что велики ложились достаточно плотно между полками, народ успокаивался сразу и с этим проблем не было у нас.

Ура, мы все сели, попрощались с провожающими нас коллегами по клубам, поезд тронулся и мы поехали навстречу приключениям.

Мы поужинали тем, что взяли с собой и придались пожалуй самому приятному в такие моменты – разговорам. Вспоминали всё: походы, учебу детство и т.д и т.п. У Вадима и Насти оказалось куча общих знакомых, а Настя оказывается с нами пересекалась во время похода по Самарской Луке. Но всему есть предел и мы ложимся спать, утром мы уже будем в Москве.

Мой пробег за день – 7км.

Москва (25 апреля)

Сколько я спал - не знаю, но то, что меньше чем дома – однозначно, тем не менее выспался. Эмоциональный подъем конечно давал о себе знать. Шутка ли - мой первый достаточно продолжительный поход.

Столица встретила нас пасмурной погодой и небольшим кратковременным дождиком.

Выгрузились мы уже более оперативно, как ни как опыт уже есть. Велосипеды собирали прямо на перроне.  Потом мы подъехали к выходу и стали ждать Вадима(clopgovorun), т.к ему нужно было встретиться с парнишкой с ВелоМании, который продавал контактные кроссовки Вадиму. Сделка состоялась и Вадим форсил в новеньких контактных кроссовках.

Москва, как много в этом звуке…

Впервые побывал я в нашей столице еще при СССР, в начале июля 1989г и на всё тогда смотрел с открытым ртом. Впервые попробовал эскимо на палочке, Пепси и Фанта продавалась свободно, т.к в Пензе эти напитки были страшным дефицитом; огромные магазины с таким товаром, за который у нас были огромные очереди; попадались такие машины, которые я видел только на картинках, тогда мною любимого журнала «За рулем». Потом попал в Москву в конце ноября 1996го, не за долго до начала службы в ВС России; это уже была совсем другая Москва: более пёстрая, более суетливая, уже начавшаяся перестраиваться на новый лад. А вот с 1999го я начал там бывать достаточно часто и многие районы знал не хуже «местных» и этот мегаполис перестал чем бы то ни было удивлять.

Вот и тогда, пасмурное утро 25 апреля 2015г. Особо ничем не выделялось из череды тех дней, что бывал я в Москве, хотя конечно нет, день был особенным – мы были в столице на велосипедах и конечно немного пришлось привыкать к местным особенностям движения. Водители конечно более наглые, но тем не менее привыкшие к велосипедистам, главное соблюдать ПДД и не терять голову. Наш поезд в Полоцк, отправлялся с Белорусского вокзала вечером и нам нужно было где-то перекантоваться всё это время. Вадим(timka) и Наташа планировали поехать к сестре Вадима в гости, а мы решили посетить знаменитый велобазар в Сокольниках, или просто – «Соколя». До базара мы доехали всей группой, правда на подъезде к оному, кое кто из наших девчонок чуть не сбили тетеньку, которая болтала по мобильнику и была не очень внимательна. Там мы на время разделились, договорившись встретиться у центрального входа парка «Сокольники».

«Соколя» мне всегда представлялись эдаким огромным ТЦ вроде нашего «Муравейника», но нет: я бы даже сказал, что этот рынок был каким-то невзрачным, у входа велопарковка;

зато внутри - это просто Эльдорадо для велосипедистов и мотоциклистов всех мастей и калибров(больше вело конечно), глаза просто разбегались от выбора велосипедов, рам, вилок, аксессуаров; так же было внутри несколько веломастерских, в которых кипела работа; вот только цены были совсем не демократичные. Погода была прохладной, да и дождь мог накрыть в любой момент и я подумывал о хороших перчатках, которые не только согревали, но и от дождя спасали. Перчатки я с собой взял, правда от дождя в них никакой защиты не было. Нашел очень классные перчатки, но цена почти в 2000р меня просто испугала, хотя конечно вещь стоящая была, да жаль денег в обрез. К сожалению я не помню: купил ли кто себе что-то там?

Соколя соколями, а кушать-то хочется и мы всей толпой ломанулись к ближайшему кафе с фаст-фудом, но цены опять нас изрядно напугали, а тут опять заморосил дождь и настроение само собой немного упало; многим хотелось горячего чая, но его стоимость напрочь отбивала весь аппетит; а время уже обед. Но тут Настя задала один вопрос:

- Плитка у тебя есть?

- Конечно, я без неё ни куда, Вадим просил дома её оставить, но я не послушал и взял, - ответил я Насте.

- Ну вот, сейчас купим чего-нибудь вкусненького в магазине и в парк; на лавочке расположимся и замутим чай, - продолжала Настя.

- Слушай, а ведь идея-то отличная! – поддержали нас остальные.

Тут как-то сразу нашелся «Перекресток» и мы, оставив сторожей, отправились в супермаркет.

Опять начался дождь. Пока мы закупались всем необходимым, дождик перестал и больше нас до самого вечера не тревожил. Колбаса, пряники и консервы нас просто воодушевили и мы лихо так понеслись к парку «Сокольники».

Вот сколько раз бывал я в Москве, а вот в «Сокольниках» ни разу не был, а тут: на велике и с компанией, да еще чай будем варить прямо у лавки на мостовой. Парк оказался ухоженным и приспособлен для велосипедистов.

Везде велодорожки с разметкой, прокат велосипедов и роликов, а так же веломобилей; каждый такой веломобиль вмещает легко человека 4-5;

есть кафе, пруд, танцпол; на танцполе проходила какая-то рекламная акция с розыгрышами и викторинами. Но эта «халява» нас совсем не интересовала, нам нужен был укромный уголок с лавочкой. Таковой мы быстро нашли, где и расположились всем табором.

Ветер немного мешал, сдувая ветрозащитный экран, но Настя взяла его на особый контроль и чай поспел в срок.

Что тут сказать: «У велотуриста, как и у солдата, должен быть железный желудок и ни грамма совести!» Мы никуда не торопились, времени было полно и как только чай был готов, мы с удовольствием пообедали. Перекусили, Аня отправилась прокатиться по парку, Вадим занялся своими новыми контактами

а остальные болтали и фотографировались на фоне пруда и деревьев. Аня приехала как нельзя вовремя, сообщив о WC и что он бесплатный и то, что рядом проходит выставка собак. WC нам был очень даже кстати, да и время встречи с Вадимом и Натальей уже приближалось.

Мы решили сделать небольшой круг по парку и выйти к центральному входу. Рядом действительно была выставка собак и участники со своими питомцами уже расходились. А вот и центральная аллея, по которой бежал герой фильма «А я иду, шагаю по Москве» в исполнении Ролана Быкова.

Вадим и Наташа нас уже поджидали. И мы отправились на Белорусский вокзал. От «Сокольников» до Белорусского где-то километров 9 по очень загруженным улицам, но мы проехали без особых проблем. Ехали где по тротуарам, где по проезжей части. По пути заехали в «Декатлон» и «Ашан», что были на ТТК(третье транспортное кольцо). Сколько раз я проезжал по этому ТТК, сколько в пробках на нем потерял времени, но теперь я был на велосипеде и все эти проблемы были как-то до лампадки.

Мы опять разделились и пошли по магазинам. Цены в «Декатлоне» действительно ниже чем в «Спортмастере», но всё конечно ширпотреб: например велозапчасти самого низкого класса, но тем не менее Вадим(clopgovorun) купил себе за 700р. с небольшим нормальный велошлем; я всё не терял надежды купить велоперчатки более менее водостойкие, но так и не нашел ни чего подходящего. Быстренько покончив с шопингом спортинвентаря, мы отправились в «Ашан» закупить продуктов в дорогу и на ужин. Про «Ашан» ни чего особенного не скажу: обычный сетевой продуктовый гипермаркет, что по акции – недорого, всё остальное как и везде. В «Ашане», с Игорьком мы проходили дольше чем в «Декатлоне», зато купили всё необходимое и по дороге в Полоцк не голодали. Мы вернулись к великам, которые охранял Вадим(clopgovorun) и весьма долго ждали остальных. Наконец-то все покончили с шопингом и мы не спеша покатили к Белорусскому вокзалу. Дорогой проехали мимо «Театра кукол им. Образцова», его естественно я не преминул сфотографировать.

У Белорусского вокзала долго решали где и как скоротать время до поезда.

Решили доехать до сквера им. Шота Руставели. До сквера от вокзала где-то километра три, там же решили и поужинать. Сквер оказался весьма уютным и тихим местечком, в котором лишь прогуливались мамочки с детишками. Наверное этот сквер никогда не видел столько велотуристов, которые самым наглым образом заняли несколько лавок и начали стряпать ужин.

Я конечно сгустил несколько краски, мы никому не мешали и не портили ландшафт. В нашем импровизированном лагере остались: ваш покорный слуга, Игорь и Настя; остальные поехали в сеть магазинов “Азбука вкуса” , как сказал Вадим(timka) с  нереально высокими ценами, но с типа натуральными и экологически чистыми продуктами; а мы занялись ужином. Наши вскоре вернулись под впечатлением от супермаркета с «чистой» пищей и с прейскурантом цен из «рядового» кафе столицы. После беглого просмотра сей бумаги, лично у меня даже аппетит немного пропал. Мы здорово оттянулись в этом уютном местечке в центре Москвы, но пора на вокзал: надо купить багажные квитанции, ведь хрен его знает, какие порядки ввел батька Лукашенко на своей «БЖД Белоруска чыгунка» и упаковать наши байки. Дорогой мы видели как снимают в кафе сцены к какому-то фильму или сериалу. На Белорусском вокзале шла подготовка к празднованию Дня Победы в ВОВ и вообще в архитектуре этого вокзала много тематики Великой Отечественной войны, что неудивительно, ведь именно с этого вокзала шла отправка на фронт из Москвы.

Часть группы, собрав со всех паспорта, отправились за багажными квитанциями. После покупки квитанций, которые стоили аж 200р. с лишним, мы все вместе подошли к нашему вагону и спокойно стали упаковываться. Упаковавшись и имея еще вагон времени до посадки, отправились просто пройтись по территории вокзала.

Вскоре объявили посадку на поезд и мы сели в вагон. Проводники уже были не такие любезные, вернее мы нарвались на начальника поезда, которая сначала наехала на нас с Игорем, что мол велосипеды упакованы не в велочехлы и что они будут занимать много места, что будет мешать другим пассажирам, но наши багажные квитанции на нее подействовали как папская индульгенция; правда все равно она еще что-то вякала насчет того, что поцарапаем стены в вагоне своими великами; правда больше мы её не видели на всем протяжении пути до Полоцка. Сами проводницы в нашем вагоне были весьма симпатичными и спокойными тетками, правда они там все более вышколенные по сравнению с нашими. Вагон свежий очень чистый, но вот багажные полки не очень удобные при погрузке великов, т.к по краям сделаны дуги для поддержания полки, мы послали в адрес инженеров, создавших этот вагон, несколько крепких слов. Уже сам процесс погрузки проходил более организованно и четко чем в Пензе, опыт как ни как уже есть, то ли еще будет…

Ужин прошел еще веселее чем по дороге в Москву, пивко пошло очень кстати ;) . Утром мы уже будем в Полоцке, где встречаемся с Рафом из Питера, осматриваем Полоцк и выходим на маршрут.

Пробег за день 18км.

День 1 (26 апреля) Полоцк - Шараги, 65км

Когда проснулся, за окном вагона бежали уже белорусские пейзажи. Собственно в них ни чего особенного, разве что номера машин другие, цены на АЗС как в эпоху 90х - много цифр и… как-то чище вдоль путей; дороги, даже грунтовые - хорошего качества. Время шло, а я всё ни как не мог оторвать глаз от видов за окном, притягивали они очень. Вот и Игорь проснулся и оторвал меня от моего занятия, т.к скоро приедем в Полоцк и не плохо бы и покушать. Мы все быстренько перекусили и стали готовить свой багаж к прибытию на вокзал.

Высадились мы очень оперативно. Сам вокзал очень напоминал вокзал в Кузнецке или Каменке нашей области; чистенько и уютно.

Правда возникли некоторые трудности с оплатой туалета(пардон за подробности), деньги российские принимали, но вот со сдачей проблемы возникали. И металлические деньги не очень жаловали.

Скажу сразу, что в Белоруссии себя ощущаешь как в первой половине 90х: тысячи, миллионы, самая мелкая купюра в 50 белорусских рублей. Следовательно наша 1я задача, это обмен денег. Пока мы расположились на перроне и начали сборку великов, подъехал Раф. Я его представлял худеньким, молодым человеком, но он оказался мужчиной уже за 60 лет и чем-то напоминающий западного туриста ))) . Раф приехал налегке и все вещи его лежали в гостинице, поэтому мы договорились встретиться недалеко от монастыря Ефросиньи Полоцкой.

Велосипеды собраны, баулы водружены на багажники, нам довели предстоящий маршрут - поход по Белоруссии начался!

Здесь просто выложу ссылочку из Википедии: Полоцк.

От вокзала мы свернули вправо и покатили в этот час пустынным улицам Полоцка. Знаете, такое ощущение, что мы окунулись в конец 80х - начало 90х: утром почти нет людей на улице, практически нет припаркованных машин, нет рекламы.

Очень милый город, как собственно все те города, которые мы проезжали. Мы выехали на площадь, где были мемориалы посвященные воинам-освободителям города во время ВОВ и Отечественной войны 1812г.

Перед нами стояло две задачи: обмен валюты и легкий завтрак в виде чая с пирожками. Со второй вроде нет ни чего сложного, а вот с первой явно возникали некоторые трудности. Близлежащий банк был закрыт, а снятие наличности предполагала комиссию банка. Вот что точно поразило, так это то, что многие магазины открывались в 10 часов и практически во всех был обеденный перерыв - welcome to СССР :D . Мы продолжили путь по проспекту Франциска Скорины и попутно высматривая кафе или столовую для особо голодных.

А вы знаете, что в Полоцке географический центр Европы? Мы не знали, но видимо сама судьба нас вывела прямиком на это место. Ну как тут не устроить фото сессию.

После всё наше внимание сконцентрировалось на поиск: где бы перекусить(кто очень хотел). Вскоре недалеко от “центра Европы” был найден продуктовый магазин где можно и перекусить.

Я остался сторожить велики, так как еще оставались те продукты, что были куплены в Москве. Редкие прохожие тем не менее интересовались нами и всякий раз подсказывали что и где можно посмотреть что-нибудь интересное, но начиналась беседа как правило, если это человек старшего поколения, с того, что либо работали, учились или кто-то из родственников живет или жил в России; молодежь как правило сначала не понимает - зачем ехать в такую даль кататься на велосипедах, потом спрашивают - что купить из вело техники, а потом, что не плохо бы и самим сделать нечто подобное. Вообще народ там очень гостеприимный и всегда готов хоть чем-то помочь. По ходу дела снимал близлежащие достопримечательности

В очередной раз я забегу вперед: с вело жизнью в Белоруссии всё в норме, у почти каждого магазина есть велопарковка; да что там магазины - возле различных организаций и то они имеются. Велопарк в глубинке на 80% состоит из синглспидовых ситибайков, типа нашей родной “Суры”; машины есть почти в каждом дворе, но велосипедистов тем не менее встречается предостаточно; возраст от совсем юнного, до бабулек и дедулек. Тем не менее тинейджеры все больше ездят на ашан 2х подвесах.

 

Но вот наши “голодающие” сели на своих алюминиевых коней и спустились к Нижне Покровской улице, которая идет вдоль Западной Двины.

Данная улица напоминала нам наши улицы Богданова, Красная, Чкалова. Мы встали у памятника 23-м воинам-гвардейцам, где тоже сфотографировались на память.

Западная Двина в Полоцке не на много больше нашей Суры. Много было рыбаков, а так же тренировались байдарочники.

У памятника мы задержались совсем недолго, нас манил к себе Софийский собор.

Как и полагается такого рода зданиям, собор расположен на возвышенности, с которой открывается великолепный вид; у подножия холма святой источник с очень хорошей водой, где мы естественно набрали воды в дорогу и совершили ритуальное омовение; рядом с собором лежит “Борисов камень”.

Тут немного строчек из Википедии:

Первым, кто обратил внимание на один из Борисовых камней был М. Стрыйковский, который жил в Витебске во второй половине XVI века. В своей «Хронике польской…» он пишет[6]:

Матей Стрыйковский

«Явное свидетельство (благочестия Бориса, князя полоцкого) найдет всякий и ныне: это — возвышающийся из Двины камень, в одной миле от нынешня­го, основанного на нашей памяти, города Дисны и в семи милях от Полоцка, между Дриссою и Дисною, если плыть вниз, в Ригу; на этом камне есть крест, иссеченный на русский образец, под ним надпись этого князя Бориса, русскими письменами: „Вспоможи, Господи, раба своего Борисса сына Гинвиловего“.»

— М. Стрыйковский «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси»

В строгом смысле слова, к Борисовым камням относятся камни, находящиеся в русле Западной Двины, с высеченными на них крестами и надписью«Господи, помоги рабу своему Борису.» Вверху по сторонам креста на них также высечены буквы: «IС ХС НИКА», что означает «Иисус Христос побеждает». Кресты изображены стоящими на подножии, символизирующем Голгофу. Согласно устоявшейся версии, надписи сделаны по приказуполоцкого князя Бориса Всеславича. Всего таких камней известно четыре.

Не без труда мы поднялись к собору.

Данный камень и сам Софийский собор очень популярен и сюда постоянно привозят туристов, этот день не был исключением и пока мы заправлялись водой в источнике, подъехало два автобуса с туристами. Люди заходили в храм, фотографировались у камня и по обычаю клали в выветренные ложбинки гранита деньги. Мы тоже положили пару рублей. Некоторые конечно же поинтересовались у нас: откуда мы. Как правило люди всегда очень удивлялись, что мы так далеко забрались :) .

День был очень теплый, вид с холма был просто великолепный, чем мы не преминули воспользоваться и немного посидели всей компанией на пригорке.

Немного порелаксировав на пригорке, мы отправились на встречу с Рафом к Спасо Ефросиньевскому монастырю. Дорогой мы проехали мимо лесного техникума, где учился герой ВОВ Горовец Александр Константинович.

Он прославился тем, что в одном бою сбил девять самолетов, это абсолютный рекорд среди советских лётчиков.

Монастырь был совсем недалеко от этого техникума, мы решили посетить монастырь и сделать несколько фото.

Местные говорят, что с этого монастыря, основан он был в 1125г,, начинается всё русское женское монашество. Монастырь конечно красив, просто нет слов. Женская часть группы облачилась в длинные юбки и повязали платки, дабы своим видом народ не смущать.

По идее и мужчинам нельзя если короткие брюки или шорты одеты, но т.к погода нам пока не позволяла ехать в шортах, то мы были в простых штанах, то вошли беспрепятственно. Вот уж действительно: эти стены древнего монастыря просто излучали дыхание веков, аура сама очень своеобразная; стоит ли говорить, что внутри образцовый порядок и чистота.

Даже мне, человеку не воцерквленному, находиться там было как-то приятно что ли, из головы вылетели все заботы, суетные мысли… Люди уже расходились, т.к служба уже закончилась, внутрь храма я не заходил, ограничился осмотром внутреннего двора. Мы еще некоторое время подождали наших спутниц и отправились уже на наш маршрут, попутно заехав в продуктовый магазин.

По плану было заложено где-то 65км в сутки, ужин и завтрак в лагере, обед уже где-нибудь у магазина или в столовой. Вадим(timka) частенько восхищался этими столовыми, т.к кормят хорошо и недорого. Забегая вперед скажу: на м ни разу не удалось там покушать, т.к были праздничные дни и они попросту не работали. И вообще нам показалось, что Белорусь, это маленький осколок некогда могучего СССР. Некоторые магазины начинают работать в 9.00-10.00, есть в них так давно позабытый “обед с 13-14”; такие организации как “РАЙПО, ТОО”. Но вот что действительно радовало глаз, так это то, что нет такого засилья рекламных щитов и банеров. Сама атмосфера умиротворяющая. А вот деньги мы так и не поменяли :( .

Мы вышли на тактический простор и поехали по треку в сторону Десны. Полоцк(осн. в 862г), городок небольшой и мы быстро оказались за чертой города.

Трасса нормальная, хоть и не без повреждений, скажем так на “четыре с минусом”. И вот, буквально в километре от города, мы увидели аиста, который ходил по лугу и высматривал жучков и лягушек. Многие кинулись его фотографировать: шутка ли, живой аист, у нас они только в зоопарках.

Правда потом они настолько стали привычны и видели такие их скопления, что просто перестали обращать на них внимание; аисты в Белоруссии вроде как наши грачи, они просто везде. И тут опять же впервые мы столкнулись с настоящей велодорожкой со знаком 4.4.1 , построенной наверное в эпоху СССР.

Не могу сказать за другие места в Белоруссии, но в дальнейшем нам часто стали попадаться подобные заасфальтированные дорожки, как правило они начинались километров за 5 перед некоторыми райцентрами, а иногда как бы неоткуда появлялись и потом так же пропадали.

Мы ехали по региональной трассе Р-20, навстречу попадались наши коллеги велотуристы и мы приветствовали друг друга. Вскоре нам надо было повернуть влево на Глинище, а трасса уходила дальше на Прибалтику. Слева тянулась Западная Двина и большой город-спутник Новополоцк. И вот мы едем по проселочным дорогам Белоруссии. Читатель мне не поверит, но мы за весь наш поход не встретили дороги с глубокой колеёй, лужами и прочими “прелестями”, коих на российских просторах предостаточно.

Нет, настоящее бездорожье нам встречалось, но это было скорее исключение чем правило. Я сужу по дорогам, которые связывают деревни. Они часто без твердого покрытия, но всё это разровнено грейдерами и укатано, правда песочек сухой местами попадается и ехать уже тяжелее. Погода была пасмурная, но без дождя.

После села Махирово начался настоящий белорусский лес, изобилующий елками, сосны тоже были, но конечно не в таких масштабах как в нашей области.

Я был замыкающим и постоянно отставал, т.к не хотел пропустить ни чего и только успевал доставать фотоаппарат. Вдоль дороги нет, нет да попадались валуны, говорившие о их ледниковом происхождении.

Справа было небольшое болотце, Раф стоял и что-то фотографировал, я увидел на что он так обратил внимание: это была бобровая хатка, которая внешне напоминала просто кучу палок и веток.

В промежутках между придорожными кустами виднелся Новополоцкий НПЗ, который со слов жителей, самый крупный во всей Европе.

Далее нас поджидал весьма пасторальный пейзаж с коровками, мирно пасущихся на лугу.

Между Крумплево и Замошьем был небольшой участок бездорожья, который мы преодолели сходу; уж чем чем, а грязью нас не удивить.

Объезд был, но уж больно крюк большой сделать пришлось бы и душа просила приключений. Местами начинал накрапывать дождик, но он быстро заканчивался и даже не успевал намочить землю, что не могло не радовать. Поля в большинстве своем возделывались и вовсю шла весенняя пахота.

Отрадно было видеть чистоту обочин и мы не встречали стихийных свалок у небольших деревень. 

Дорога вела нас к большому селу Луначарское, после которого уже городок  Десна. Трудный участок был позади и мы катили по нормальной насыпной дороге и даже проехали по деревянному мосту, который имел в придачу дорожный знак, ограничивающий нагрузку на ось.

Дорога пошла вдоль соснового бора, а впереди уже виднелось село Луначарское.

Бор закончился, но в поле справа я увидел небольшой курган, на вершине которого росли сосны и с серым камнем в центре. Пока группа встала на перекур и обсудить дальнейший маршрут, я решил осмотреть курган. Сосны росли вокруг памятного камня. Надпись на камне гласила, что здесь, в 1942м году, фашистами было зверски убито 80 евреев.

Белорусь дольше всех была оккупирована Германией во время ВОВ и следы этой страшной войны были везде. Зайди в лес и вот - следы окопов, блиндажей, землянок. В каждой деревне обелиск или братская могила.

Луначарское встретило нас свежим зданием скорее всего профилактория, очень уж архитектура своеобразная.

Далее на глаза попалась маленькая копия ветряной мельницы.

Вообще в Белоруссии деревни ухоженые, очень мало мусора, во дворе обязательно клумба с цветами, ставни раскрашени или просто покрашены, но всегда яркой краской, и нет огромных глухих заборов, как правило забор символический. Глухие заборы мы встретили только под Минском, жаль, что эта зараза и сюда докатилась. Разруха есть и много заброшенных домов, ферм и сёл, но даже разруха какая-то не такая удручающая как в России. Может конечно мы сами хотели так думать, не знаю, лучше самим туда съездить и посмотреть всё своими глазами.

В Луначарском сходятся две реки - Западная Двина и Дисна, но что бы попасть в город, надо пересечь Зап.Двину на пароме. Кстати Дисна имеет  неофициальный статус - самый маленький город в республике :) . Вот ссылка из Википедии, кому интересно - прочтите, городок с интересной и древней историей: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дисна_(город)

Мы подъехали к пристани, паром был виден на другой стороне и на нем и возле него не было ни какого движения. Для верности мы помахали руками и покричали. Вадим(timka) решил съездить обратно до Луначарского и узнать насчет парома, а мы расположились на берегу, предварительно расстелив коврики.

На другом берегу отчетливо виднелось почти разрушенное здание, как оказалось, это была когда-то больница.

Этот вынужденный простой дал нам хорошо отдохнуть, т.к день близился к вечеру, мы крутили без больших перерывов и нам нужно было подумывать уже о закупке продуктов и планировать где ночевать. Вадим приехал достаточно быстро и сказал, что скоро паром придет, паромщику позвонили. Мы загорали почти час и тут как по команде подъехали пару легковушек и пешие пассажиры. На противоположном берегу началось какое-то движение и скоро паром прибыл.

Все наверное видели шедевр советского кино “Волга-Волга”, так вот паром в Дисне очень напоминал паром из этого фильма, с той лишь разницей, что паромщик не крутил лебедку вручную, а крутил её двигатель от легковушки, судя по звуку двигатель был от “Москвича”. Пассажиры могут находиться под навесом, точнее это была бывшая автобусная остановка.

Как только все погрузились на паром, он немедля отчалил. Это были прекрасные минуты: река, теплая хоть и немного ветреная погода и ощущение, что мы герои к/ф о котором я упомянул выше. На паромах плавать мне приходилось, но это были уже более современные и более серьезные плавсредства. Дисна действительно очень маленький и тихий городок.

В нем мы хотели купить продуктов и запастись водой. Мы отправились в центр. Город как будто вымер, настолько было мало прохожих и машин.

И опять это ощущение прошлого и мы не в 21м веке, а в 50-60х годах прошлого века, выдавали только некоторые здания отделанные сайдингом.

Воды мы налили из колонки. Потом нашли несколько магазинов, правда местная жительница посоветовала коммерческий магазин, дескать там дешевле, чем в государственных. Различить эти магазины несложно, у государственных красовались вывески РАЙПО, КООПТОРГ. У магазинов как правило у группы начинался большой, или не очень - затуп. Обеда так такового у нас не было и мы решили устроить легкий перекус, а заодно запастись продуктами на ужин и завтрак.( В первый ходовой день решили не лосячить, тем более, что мы проехали практически столько, сколько запланированно.

Выбор в магазинчиках не сказать, что бы был широк, но всё необходимое было и пока мы затаривались перекусом и брали разные сорта кваса и тушенки, наши девушки смотались в коммерческий ларёк за крупой и тушенкой. Цены практически российские, но вот качество многих продуктов всё же лучше наших, за что батьке огромное спасибо, следит. Пока мы расслаблялись возле магазина, к нам подошел пожилой местный житель и естественно поинтересовался нами:

  • Откуда вас столько много, из Минска? - спросил нас мужичок.
  • Из России.
  • Ни чего себе и вы на велосипедах что ли сюда приехали?
  • Нет конечно, на поезде, вот утром из Полоцка стартовали.
  • А в России где живете?
  • Из Пензы, а один из Питера.
  • А скажите, Тарханы, это в вашей области?
  • Конечно, там музей-заповедник М.Ю Лермонтова.
  • У меня ведь жена родом из Тархан, русская, сам я бульбаш, - сказал мужичок, - жаль квартира у нас маленькая, а то бы мы мигом чайку организовали, да и так закусили бы, это же надо такому случиться, практически земляки приехали. Может зайдете?
  • Да что вы, не стоит уж так за это переживать, просто передайте привет своей супруге от земляков.

Тут мужичок рассказал немного про городок свой, посетовал, что еще при СССР статус Дисны стал падать, т.к построили Новополоцк с его мощным НПЗ, народ стал туда подаваться; с развалом СССР ситуация только усугубилась. Он пожелал нам счастливого пути и мы поехали дальше. Вскоре мы покинули Дисну и впереди показались с.Шараги.

Все уже думали только об ужине и отдыхе, хотели встать у воды, но ни где не было нормального и укромного места для лагеря. Решили, что встанем в лесу, который уже виднелся впереди, а за водой можно и в Шараги съездить. После села мы уже ехали по лесу и встретили одного мужичка, он ехал налегке на циклокроссе. Он нам рассказал, что представляет дорога впереди и мы решили, что пора искать более-иенее подходящее место для лагеря. Вскоре мы нашли съезд с трассы, который привел на когда-то небольшую вырубку, которую потом засеяли молодыми деревьями. От добра добра не ищут и мы разбили лагерь.

Как всегда в роли водовоза был Вадим(timka). Мы расставили палатки, набрали дров, зажгли костер и стали готовить традиционную гречневую кашу с тушенкой.

Ужин проходил фактически под эгидой знакомства Рафа со всеми нами, т.к из всех нас его знал только Вадим(timka). За знакомство как водится в таких случаях выпили коньячку, который Рафик припас для такого случая. Разошлись мы когда уже совсем стемнело. Завтра нас ждали Миоры.

День 2 (27 апреля) Шараги - озеро Важа, 55км

Утро было солнечное и немного прохладное, естественно не обошлось без росы. Вставали все сами по себе, но тем не менее практически в одно время. Сначала занялись завтраком, он был классическим - овсянка со сгущенкой и чай(кофе). Пока каша варилась, разобрали палатки и развесили тенты для просушки. За других не скажу, а вот от нас троих (Роман, Игорь и Вадим(clopgovorun)), конденсата было в палатке всегда предостаточно. Опять же мы не очень торопились, т.к идем вполне по графику. Поели, попили, помыли посуду, забрали весь мусор, построились для группового фото и в путь.

День был просто чудесным: светило солнышко, природа просыпалась от зимней спячки, а мы катили по трассе в сторону д.Барсуки, что бы потом свернуть уже в сторону Турково и по Р-14 уже на Миоры. Правда вырисовывались пару проблем: выбросить мусор на свалку и заправиться водой. С первой уже справились в Барсуках, т.к буквально за поворотом на Демидово был санкционированный мусоросборник возле кладбища. На кладбищах преобладали католические кресты, они отличаются от православных только отсутствием нижней наклонной перекладины.

Впоследствии мы узнали, что в Белоруссии соотношение католики-православные, где-то 60-40% и полная веротерпимость, но к этим вещам мы еще вернемся.

Дорога постепенно из асфальтовой превратилась в грунтовую

но как всегда укатанную и достаточно ровную, в некоторых местах конечно рыхлый песочек был; все проезжаемые нами деревушки были небольшими и малонаселенными, попадались и брошенные коровники, заросшие борщевиком.  Солнышко припекало уже хорошо и водичка шла на ура, тем более её у нас после завтрака оставалось немного; только  вот что-то с источниками воды было негусто. В одной деревушке мы решили попросить воды у одного дедули, который что-то мастерил во дворе, а заодно немного доработать багажник Насти, т.к “штаны” её баула так и норовили попасть в спицы заднего колеса.  Дед нам без проблем разрешил набрать воды из его колодца, сказав при этом, что вода очень хорошая; и он не соврал, вода действительно была вкусной.

После заправки водой, мы занялись Настиным богажником.

У Настиного багажника не было так называемой “собачьей ноги”, которая не дает “штанам” попадать в спицы. Я сам таким образом порвал багажную сумку в своем первом походе по Самарской Луке в 2013м году. Проблему решили с помощью 2х палочек и 4х пластиковых стяжек. Пластиковые стяжки надо брать в поход обязательно, очень иногда выручают. После уже Настя горя не знала со своим багажником и вроде даже эти палочки приехали в Пензу :) . За это время наш “Сусанин” нашел где можно немного срезать, да и карта показывала вполне проезжабельную дорогу

и в Горовцах мы ушли левее на Красновцы. Дорога была вполне себе ни чего

а вот когда свернули на сами Красновцы, то самих Красновцов и не было - поле и всё, справа лишь было пару заброшенных домов и один жилой, т.к собака лаяла не унимаясь.

Дорога примерно до жилого дома была вполне нормальной, правда с лужами большими, которые приходилось объезжать, потом превратилась в еле заметную колею через поле, на котором росла свекла, а потом пропала и колея.

Эх, батька бы осерчал на нас, видя как мы топчем угодья. Все слезли с велов и везли рядом.

Я шёл замыкающим, впереди Анюта со своим гибридом. Пашня была практически сухой, грунт не особо налипал

но мы всё же отстали от остальных. Интуиция мне подсказывала, что следует наверное туда не соваться. Я вызвал Вадима по рации, но он что-то не отвечал. Решили с Аней не соваться туда и поехали обратно. А уже на самом перекрестке, где свернули на Красновцы, Вадим мне ответил и сказал, что они уперлись в арык, попытаются через него перелезть и вернуться опять на ту же трассу, что до этого ехали - нет там дороги ни где.

Потом мы еще пару раз так попадём, но уже без экстрима и была луговина, а не поле с посевами.

Пока мы их ждали, мы немного перекусили сухофруктами. Мимо проехал лишь УАЗик “Буханка”, который свернул на Пруды, да вдалеке ехал одинокий местный велосипедист, который не спеша приближался к нам. Вскоре подъехал к нам дедушка на дорожном Орионе(один из популярных брендов местных жителей), спешился и мы разговорились. Это оказался единственный житель деревни Бураково( жаль имя отчество его я не запомнил)

это его собака брехала, когда мы мимо проезжали. Сам он из этих мест, бывший военный, на пенсии и разводит пчел, а продукты пчеловодства дает дочери и сдает в заготконтору(в Белоруссии осталась ещё эта организация); зимует у дочери в Новополоцке, а с первыми теплыми деньками возвращается в родной дом. Рассказал и про Красновцы: до время войны, это была большая деревня, война конечно разрушила деревню, но потом она возродилась и уже при М.С Горбачёве окончательно захирела. Дед так же очень живо интересовался нашим походом и очень одобрял, что мы вот так проводим время.

Тем временем наши не спеша так выбирались  из-за небольшого леса, что был за Бураками. Очень напоминали они оккупантов, которые столкнулись с нашей распутицей, попали под обстрел и неорганизованно так выбираются.

Когда все собрались вместе, решили вернуться в Горовцы и в Турково уже по Р-14 доехать до Миор. У деда мы спросили немного мёда на продажу, но он отказался от денег и предложил кому-то из нас с ним поехать за мёдом. Поехал я и Аня.

Это был обычный срубовой пятистенный дом с небольшим садиком, хозяйственными постройками и огородом.

Внутри была русская печка и -  земляной пол на кухне! Конечно видно, что женских рук там явно не хватает. Дедушка явно испытывал дефицит общения, но он понимал, что время нас поджимает и нам пора ехать. Мы получили пол литровую баночку мёда, деликатно узнали цену, по которой он его сдаёт, оказывается цена мёда раза в 1,5 ниже нашей и все таки мы уговорили его взять деньги. пока Аня о чем-то с ним разговаривала, я вышел из дома и сделал небольшую фотосессию уютного дворика пасечника.

Пока мы ездили за мёдом, группа неплохо отдохнула после своих приключений, а кое кто даже загорал.

Решили тут же попробовать мед: мёд был очень вкусный и душисты , это придало нам силы крутить дальше.

До самых Миор дорога была асфальтированная. Мы встали у знака, который говорил нам, что до Миор 18 километров и рядом стояла вышка, на которую можно залезть, она и на карте Вадима была отмечена как достопримечательность.

Вадим и Настя решили туда слазить.

На вышке видимо было гнездо и мы видели как птица кружила над площадкой и была очень обеспокоена, когда Вадим первым залез туда, он потом подтвердил наличие гнезда;(фото1070645) как только они слезли, птичка моментально успокоилась и вернулась на место. Со слов Вадима и Насти, вид с вышки был просто отличный.

До самых Миор нас ждала тупая педалёжка по трассе, благо трафик на ней был невелик. Вдоль трассы лишь засеянные поля и большие и не очень деревушки; попалась весьма симпатичное и ухоженное место для отдыха

а остановка вообще вызвала восторг: очень прикольные мыши и котята на ней нарисованы.

А вообще до Миор я докатил великолепно и не устал совсем. Быть замыкающим имеет свои плюсы. Основная группа укатила вперед, Настя и Наташа катили рядом и безпрерывно болтали о своём, темп у них был чуть ниже среднего и таким манером мы докатили до Миор, и покатили дальше в город без остановки, тогда как наши отдыхали у стеллы на въезде.

По плану в Миорах мы хотели пообедать и обменять деньги в банке.

Вот про Миоры для общего развития ;) https://ru.wikipedia.org/wiki/Миоры

Миоры оказались милым и тихим райцентром, приемущественно с частной застройкой. На въезде слева нас встречал костёл Успения Пресвятой Девы Марии

 и очень красивый пруд с лавочками, резными мостками и красивой рощицей на противоположном берегу.

После костёла пруд был еще больше и с приличной такой набережной подобные вещи я видел впервые.

Мы немного потусили у костёла и поехали искать кафе “Бригантина”, благо оно было совсем рядом. Кафе естественно было закрыто “на обед”. Да и вообще всё как вымерло вокруг - обед, сиеста; называйте как хотите. Решили подождать немного, пока может кафе откроется, да куда там. Плюнули мы на всё это и пошли к продуктовому магазину. Там мы заодно узнали где банк найти. Банк был буквально в паре кварталах. Поехали туда мы с Анютой. Банк нашли быстро. Я остался сторожить велики, а Аня пошла в банк менять “валюту”. Солнышко припекало. Мимо шла женщина и как всегда поинтересовалась: откуда, куда и зачем оно нужно, но задала еще один вопрос, тоже часто задают:

  • А как к этому ваша жена относится?
  • Она это не любит совсем, - с легкой грустью в словах сказал я.
  • Дети есть у вас?
  • Конечно, двое, девочка и мальчик, - уже с улыбкой я ответил я, вспомнив этих двух “бандитов”.
  • И жена вас отпустила, ведь дорогой всё может случиться.
  • Знаете, говорят и кирпич упасть может на голову у собственного дома, и потом я водителем работаю, порой и неделю в дороге пропадаю, люблю дорогу, это долго объяснять.
  • А вот я бы с мужем вот так обязательно бы поехала, хоть на край света, если бы позвал, жаль годы уже не те.

На эту фразу я только и смог ответить:

  • Это достойно всяческого уважения. По правде говоря, туризмом можно заниматься в любом возрасте, стоит только не бояться попробовать.

На этом мы и распрощались с этой видать очень доброй и заботливой тётенькой. Аня задерживалась и тут я услышал какой-то странный звук: рядом ни кого, звук как бы внизу, под ногами. Мой взгляд упал под небольшую ель: ё-моё, весна же на дворе - котик с упоением трахал кошечку. Что тут сказать - инстинкт размножения, против природы не попрёшь. Вскоре из банка вышла Аня и сообщила, что там очередь и ждать еще минут 15-20, но за углом банк коммерческий, курс на 6 белорусских рублей в нашу пользу. Мелочь, а приятно. Я опять Аню пропустил вперед и она очень быстро вернулась с ворохом купюр в руке.

В здании банка было тихо и прохладно, видать уже начали пользоваться кондиционером. В креслах сидели только пара полицейских, которые на меня обратили внимания лишь после моего вопроса: “Кто крайний?”. На что они лишь молча махнули рукой:” Иди, ни кого нет в кассу.” В кассе меня поджидала симпатичная девушка-оператор, обладающая весьма стройными ножками:

  • Здравствуйте, что вы хотели, - проворковала она.

  • Да вот, российские рубли на белорусские поменять.

Девушка быстро и точно посчитала требуемую сумму и выдала кучку разноцветных купюр. Я быстро пересчитал деньги, попрощался и вышел к Ане и велосипедам.

  • Ром, поехали скорее к нашим, а то есть так охота, - сказала Аня.

Действительно, голод давал о себе знать.

Группа просто балдела на парапете у магазина. От такого количества местных купюр, Игоря смех равзобрал. Раздав деньги и оставив часовых, мы ринулись в магазин. И зачем нам все эти столовые, кафе и так выбор приличный и на любой вкус. Мы с Игорьком решили попробовать белорусского сала. Сало было очень даже вкусным, а точнее это был кусок сала, скрученный в рулет.

И пока наш центровой колдовал над картоы, мы предались чревоугодию. Этот порок настолько нас поглотил, что мы вместо часа проторчали там все три, а может и четыре. Раф даже успел подремать.

Хотя этот затуп вполне понятен: проехали мы достаточно, жарко, покушали плотно, да и Вадима терзал вопрос места ночевки.

Возможно Вадим хотел еще проехать и встать у Браславского озера, но до него еще далеко и тем более потеряли столько времени в Миорах. Были даже нотки неудовольствия в его голосе. Решили немного не доехать и встать у озера Важа, которое гораздо ближе и берег обещает нам дать неплохую стоянку. Пока всё это обсуждалось, я решил сходить на площадь и посмотреть на мемориал.

Площадь не зря называется - Площадь павших борцов; тут расположено два памятника: Великой Отечественной на месте братской могилы, в виде солдата на постаменте в полевой форме тех лет и второй погибшим воинам-интернационалистам; там уже стояла свежевыкрашенная БМДшка.

Отрадно конечно, что чтут память не только павшим во время ВОВ, но и погибшим в Афганистане. На клумбах трудились сотрудники местного МУПа. Всё как всегда чистенько и уютно.

Наконец-то народ решил посадить свои отяжелевшие тела в сёдла и снова продолжать крутить педали. Буквально через пару километров от лени не осталось и следа и мы бодро так крутили. Вышли мы к Миорскому Комбикормовому заводу. Возможно там был раньше проезд через ж/д пути, но сейчас он отсутствовал. Мы не долго думая пересекли пути, наглядно продемонстрировав еще один плюс велосипеда как транспортного ср-ва.

Немного поплутав мы вышли на нужную нам улицу. Мы проехали достаточно далеко и вдруг обнаружили, что наш clopgovorun куда-то пропал. Вадим возможно отстьал от группы, а я был от него на приличном расстоянии сзади, и скорее всего он ушел влево опять в Миоры. Мы попытались его вызвать по рации(у него был запасной комплект раций), но они были отключены, пришлось звонить на сотовый, сотовый его тоже был отключён.

Я решил вернуться обратно и найти Вадима, его я увидел уже подъезжающего к этой самой развилке, на которой он свернул не туда. Слава Богу все в сборе и можно крутить дальше.

Слева уже мелькали небольшие и вполне приличные озера. И вот за поворотом к турбазе “Актам”, мы увидели хороший съезд в сторону Важи и вышли на поляну для отдыха и пикников на берегу озера. Отличное местечко! Правда там отдыхала большая семья с собачкой, но они вскоре уехали.

Мы поставили палатки, помылись, а кто и немного искупался в прохладных и чистых водах озера и стали готовить ужин.

Спать легли уже затемно. Завтра мы уже должны любоваться красотами Браславских озёр. День действительно был насыщенным, но это уже совсем другая история…

Пробег за день 71 км.


День 3 (28 апреля) озеро Важа - озеро Струсто, 75км

Утро было солнечное и теплое.

Наверно все читали рассказ Н.Носова “Мишкина каша”? Так вот в то солнечное утро этот рассказ стал реальностью. Как всегда первыми проснулись ваш покорный слуга и Вадим(clopgovorun), чуть позже Настя, Наташа и Аня. Мы развели уже потухший костёр, совершили утренний моцион с обязательным купанием в озере. Народ особо не торопился и Настя решила взять инициативу в свои руки:

  • Слушай, давай кашу поставим варить, - сказала Настя, - а то кто спит еще, кто особо не торопится, как бы до обеда тут не зависли.
  • Дело хорошее, но какую будем варить?
  • А вон пачка с крупой лежит полная, что там?
  • Пшено.
  • Вот её и сварим, а то не очень охота её возить весь день.
  • А ты пшено варила, а то я окромя гречки, гороха и перловки ни чего иного не варил, да и то всё расфасовано по пакетикам было.
  • Не парься, что там варить, давай за водой, нормально всё будет, - авторитетно заявила Настя.
  • Я взял уже чистый котелок и отправился на берег, попутно думая, что наш завтрак затянется.

Я подвесил котелок над жарко горящим костром, а Настя от души сыпанула пшено в котелок.

  • Настюх, а ты не много сыпешь?
  • Не боись, нормально всё будет, один к двум, следи за костром.

Ну следить, значит следить, мне-то что. Сижу, подкладываю дрова, а Настюха кашеварит. Народ постепенно проснулся и стал просушивать спальники и собирать палатки. Вадим(timka) поинтересовался как там обстоят дела с завтраком и убедившись, что всё хорошо, пошел дальше заниматься своими делами.

В скором времени крышка на котелке приподнялась и вода полилась в костёр.

  • О, кажись всё, - сказала Настя, - дай ка попробую, фу ты сырая, пусть еще поварится.

Каша еще немного поварилась и опять поднялась крышка и уже каша полезла из под неё.

  • Вот чёрт, куда же ты лезешь, - раздраженно сказала Настя.
  • Настя, а ты Носова читала? - со смехом спросил я и Настя тут же рассмеялась как и я.

Смех смехом, а кашу сварить надо, народ уже как-то недобро посматривает в нашу сторону. Подошла Наташа с Аней и они решили половину каши переложить в другой котелок.

Видя эту картину, я хохотал всё громче и громче, вспоминая эпическое произведение советского писателя.

Меня опять послали за водой, хорошо хоть воды целое озеро, а то было бы очень грустно. Из одного котелка каши, вышло два, ну что же, если сварим, то каши точно хватит на всех с лихвой.

  • Блин, ну вы что там возитесь, уже десять утра, есть хочется очень, - недовольно сказал Вадим(timka).
  • Вадим, всё под контролем, скоро сварим, - парировала Настя.

Вадим отошел, а я заметил с некоторой иронией:

  • Настюх, побьют нас за такую кашу, ох побьют, ты лица всех видела, такое ощущение, что нас скушают вместо этой каши.
  • Без паники, всё будет нормалёк, - с оптимизмом заявила Настя.

Через некоторое время каша действительно сварилась, но та, что варилась в первом котелке, имела некоторый запах гари. Каша там действительно пригорела, но как только её сдобрили сгущенкой, то она сама по себе стала вполне съедобной.

С завтраком мы покончили достаточно быстро, а заодно решили, что больше рисковать с пшеном мы не будем.

Ну вот мы все собрали и упаковали свои вещи, далее была дана команда проверить всем свои покрышки. У Ани оказалась спущено заднее колесо и я как техник группы кинулся менять камеру. Решили, что основная часть группы пусть трогается в путь, а я, Игорь и Вадим(clopgovorun) останемся помогать Ане сделать колесо. Я очень торопился, за что и поплатился(прям в рифму). Мы вскоре тронулись в путь и через 8км. камера просто лопнула. Мы отправили Вадима и Игоря догонять других, сообщив предварительно по рации о своей проблеме, а сам остался с Аней.

Мы быстро разбортировали колесо и мне предстала очень печальная картина: камера лопнула практически под самым ниппелем и сама трещина была практически 10мм. длиной.

  • У тебя камеру закусило при сборке, - с металлом в голосе сказала Аня, - у меня одна всего запаска и то латана перелатана.
  • Я всё устраню, честно, - сказал я виновато. Мне и правда было стыдно перед Аней. Не чего сказать, техник ёпт, допустил такой косяк. Камеру заклеил и уже хотел вставить в покрыку и тут обнаружил, что еще до кучи одна спица порвана и колесо слегка восьмерит.
  • Нет, одни проблемы, надо наверное на электричке до Минска и домой валить, - пессимистично сказала Аня.
  • Да ладно тебе, всё будет хорошо, не руби с плеча, - вяло успокаивал я Анюту, собираясь уже ставить покрышку на колесо.
  • Дай я сама всё проверю и сделаю, отойди.

Я спорить не стал и дал поставить обратно покрышку Ане, а на душе было очень гадко, накачивал колесо уже я. Лопнутую камеру Аня хотела выкинуть, но сделать ей это я не позволил и заявил, что расшибусь, но камеру заклею. И мы отправились догонять остальных. Основная группа была в с. Иказнь возле костёла.

Пока мы  возились с покрышкой, наши сходили в костёл на мини экскурсию.

Мы подъехали, когда группа уже вышла из храма и ожидала нас. Вадим(timka) и Настя как смогли успокоили Аню от поспешных действий. Дабы восьмерка не прогрессировала, мы насколько смогли, разгрузили Анин баул. У костёла была колонка и мы затарились питьевой водой.

Дорога практически до Заверье  была насыпная грунтовка с недлинными, но крутыми подъемами.

Буквально через несколько километров у меня попадает в спицы одна из застёжек для крепления коврика к баулу: ремень отрывается, а защелка ломается. Ну вот, опять проблемы! Ремень просто привязал к багажной резинке.

Большое село Слободка мы проехали почти без остановок, лишь запечатлели красивый костел Божьего Провидения.

После Слободки заскочили в какой-то небольшой сельпо, где купили вкусные ништяки, а я полакомился вкусным мороженым. Погода стояла великолепная, что очень сглаживало все неприятности, что произошли не так давно.

Мы давно пересекли границу нац.парка “Браславские озёра” и после с.Кромы, дорожка петляя уходила вправо на какой-то хутор, а мы свернули влево в сторону соснового бора.

Вадим предупредил, что есть вероятность встретить сердитых лесников, но ни одного мы не встретили. Лесная дорожка изобиловала участками с песком, на которых было очень нелегко.

Дорожка шла вдоль озера Снуды и на берегу попадались оборудованные места для отдыха. Четыре километра шла лесная дорога и снова мы вышли на насыпную грунтовку.

Чаще и чаще попадались весьма солидные коттеджи и дачи, ни чего удивительного, места красивые.

Солнышко жарило почти по-летнему и вода уходила очень быстро, да и кушать хотелось. Вадим(timka) всё надеялся встретить какую-нибудь кафешку или столовую, но ими тут и не пахло даже. Встретили правда потом солидное кафе, но прейскурант обескураживал и мы там не задержались.

Потом два бульбаша, ломающие пристрой старого дома, на наш вопрос про магазин и кафе только и ответили:” Ни хрена тут до самого Браслава нет, босота белорусская мать её одна тут”. Многообещающе конечно. Война войной, а обед как известно по распорядку, тем более что во дворе одного из домов обнаружили колодец. Дом был заперт, хозяев не видно, собаки тоже нет, равно как и забора. Аккуратно, не разводя грязь у колодца, мы наполнили все свои ёмкости и перекусили чем Бог послал. Сегодня нас ожидала смотровая площадка на самом высоком холме Браславских озёр. В Буловишках решили не делать крюк по асфальту и рванули по грунтам напрямую.

Вскоре мы прибыли к нашей цели. Перед нами предстала чистая асфальтовая площадка для парковки автомобилей, мусорный контейнер, большой плакат, описывающий достопримечательности этих мест и крутая деревянная лестница, ведущая на смотровую площадку.

Я остался в охранении, потом меня сменила Аня.

Национальный парк «Браславские озёра» — национальный парк на северо-западе Белоруссии.

Национальный парк служит защите уникальных природных комплексов от хозяйственной деятельности человека, сохранению их для будущих поколений. Он был создан в августе 1995 года. Ядром сталаБраславская группа озёр[1]. В состав парка вошла южная часть Браславского района со значительными болотными и лесными массивами. Общая площадь национального парка составляет 71500 га[2]. С севера на юг он тянется на 56 км, при ширине от 7 до 29 км. Около 17 % его территории занимают озёра, леса занимают 46 % поверхности.

Около 18-20 тыс. лет назад на этом месте находился ледник, толщина которого колебалась от нескольких десятков до несколько сотен метров. Последнее потепление климата вызвало медленное таяние льдов и отход их всё дальше на север. В результате сложных процессов, происходящих при таянии такого гигантского ледяного панциря, образовались системы озёр и равнин среди которых расположились многочисленные группы холмов, различающиеся как по форме (от удлинённых озов до куполообразных камов), так и по высотам.

В границах национальных парка находится ряд интересных памятников природы. Это отдельные ярко выраженные ледниковые формы рельефа, большие валуны, острова на озёрах, группы редких деревьев. Есть многочисленные памятники истории и культуры: городища разных эпох (Масковичи др.), курганные могильники, культовые постройки.

Ботаники насчитали на территории парка около 500 видов флоры, 20 видов из них являются редкими для Белоруссии.

В национальном парке «Браславские озёра» ведётся научная деятельность, а также работа по охране природы. Центр Национального парка — город Браслав, где расположено руководство и научная база. Трудовой коллектив национального парка насчитывает почти 600 человек.

Национальный парк имеет богатый и многочисленный состав животного мира: здесь встречается 189 видов птиц, из них 45 видов относится к редким и исчезающим.

Среди животных, занесённых в Красную книгу Белоруссии, выделяются: барсук (Meles meles), рысь (Lynx lynx), медведь бурый (Ursus arctos), аист чёрный (Ciconia nigra), журавль серый (Grus grus), лебедь-шипун (Cygnus olor), чайка сизая (Larus canus), чернозобик (Calidris alpina).

Другие обитатели браславских лесов: волк (Canis lupus), кабан (Sus scrofa), косуля (Capreolus capreolus), обыкновенная лисица (Vulpes vulpes), лось (Alces alces), енотовидная собака (Nyctereutes procyonoides),куница (Martes foina) и т. д.

 Виды, скажу я вам, там просто великолепные, глаза просто разбегались и затвор моего Кэнона только успевал щелкать.

Налюбовавшись красотой, мы все спустились к велосипедам. Нам оставалось лишь найти место для ночлега и магазин. Сделать было это не так просто, т.к платить деньги в кемпинге не очень хотелось, а более-менее “дикие” стоянки не попадались. Долго гадать не стали, решили доехать до Браслава, а там видно будет.

По дороге вышли к роднику где на деревце, росшим рядом с источником, висели тряпочки, а в родничке лежали монетки. Может конечно я и кощунствую, но вода в роднике невкусная совсем.

Нас ждала унылая педалёжка до Браслава.

Я ехал за Игорем и стал замечать, что его заднее колесо слегка восьмерит. Не успел я и слова сказать, как Игорь вдруг остановился и посмотрел на своё колесо.

  • Восьмерка там, Игорь, кажись спица лопнула, - заметил я.
  • Вот зараза, действительно одна лопнула, надеюсь у Вадима есть запасные, - сказал грустно Игорь.

Да, работы предстоит много мне с велосипедами, но уж взялся за гуж - будь уж дюж. Доехали мы наконец-то До Браслава, что-то подходящих мест не нашли, а Вадим сказал, что за Браславом не найдем ни чего стоящего. Решили так: Вадим поедет поискать место для ночлега перед Браславом, а мы затаримся в магазине и потом он свяжется с нами и мы подъедем на условное место. Так и поступили: продукты закупили в Евроопте, но правда немного поблудили, т.к не так поняли, что нам сказал Вадим, связь была очень плохой. Вадим нашел действительно великолепное и оборудованное местечко на берегу озера Струсто.

Там отдыхали трое местных мужиков на Шеви-Нива и как только мы заехали на полянку, за нами следом заехал судя по внешнему виду то ли лесник, то ли сотрудник нацпарка. Мы поздоровались с ним и он очень живо поинтересовался нашим походом и задал вопрос по теме:” Смогу ли я доехать до Литвы к другу, он живет в 70ти км. от Браслава”? На что мы ответили, что доедет, главное не забыть запасную камеру, насос, аптечку и мультитул. Парень нам сказал, что мы спокойно можем тут стоять столько, сколько нам заблагорассудится и даже денег ни сколько не взял, а по идее имел на это полное право, стоянки все в нацпарке платные.

Компания вскоре уехала и мы стали разбивать лагерь. Игорь первым делом спросил у Вадима есть ли у того спицы запасные. Спицы были и они прекрасно подходили к велосипеду Игоря.

  • Ну что, давай спицу менять.
  • Игорь, я спицы ни разу не менял, только видел по Ютубу, как это делают, - с неуверенностью в голосе заметил я, может Раф этим занимался.
  • Рафик, ты спицы хоть раз сам менял, - почти в один голос спросили мы Рафа.
  • Да, было дело, но менял я их году эдак в 90м последний раз.

Да, дела, что называется - приехали.

  • Но делать всё равно надо, - серьёзно так заметил Игорь. Действительно - надо, куда деваться с подводной лодки. И тяжко вздохнув, я приступил к работе. 
  • Спица лопнула как водится по закону подлости со стороны кассеты, следовательно надо еще и кассету снимать. Кассету снял, вынул сломанную спицу, поставил новую и затянул так, как были затянуты её соседки. Что-что, а чувство момента научился чувствовать при ремонтах машин. С волнением, поставил еще без покрышки колесо обратно на велик для проверки на восьмерку. проверял так: положил палец на перо рамы и прокрутил колесо, постепенно приближая палец к ободу. Невероятно, восьмерки не было, ура, я это сделал!
  • Игорь, подойди и сам посмотри пожалуйста, нет ли восьмерки, - попросил я, стоящего рядом Игоря.
  • Слушай, всё хорошо, как будто от Ивана принес колесо, - с улыбкой сказал Игорь.

Иван Гаврилюк, это веломастер, что в ТЦ “Новость” работает.

  • Невероятно, - только это я и смог сказать.
  • За это надо выпить, - сказал с расстановкой свою коронную фразу Раф.

Я даже не успел сказать ни слова, как передо мной появилась кружка, в которой было грамм 50 коньяка. А ведь действительно, за это не грех и выпить.

  • Вадим, давай быстренько к нам, а то выдыхается, - позвал командора Раф.

Вадим не заставил себя долго ждать. Мы быстренько чокнулись и проглотили очень даже неплохой молдавский коньячок. Вадим убежал опять к своей палатке. Поставили покрышку, накачали и GT Игоря может дальше продолжать свой нелегкий путь. Пока готовили ужин, я заклеил овальной заплаткой камеру Ани, которую зажал утром покрышкой. Решил отдать камеру утром, пусть будет маленький сюрприз. Из чего состоял ужин уже не помню, но это точно было вкусно и много :)

 День 4 (29 апреля) озеро Струсто - Шарковщина, 57км

В это утро я опять встал самый первый, взял фотоаппарат и отправился на берег сделать несколько снимков, а заодно совершить моцион. Спуск крутой, но сам берег пологий, были даже мостки.

Вообще, в Белоруссии с этим полный порядок. Утро было очень тихим, ветра не было вообще, уже начинали цвести лесные цветы,

 а слева от мостков были обнаружены следы пребывания бобра,

но всё это меркнет по сравнению с водой - она прозрачна как слеза, дно песчаное и пологое, просто идеальное место для купания и рыбалки.

В лагере уже была движуха, народ в большинстве своем поднялся и стали готовиться к завтраку. Во время завтрака решили, что часть группы выдвигается раньше, что бы заехать на местный рынок и поискать спицы для Аниного велосипеда. 

Так мы и поступили, а когда мы только подъезжали(я был во 2й группе) к рынку, спицы были уже куплены. Оказывается плюс гибрида в том, что подходят спицы даже от велосипеда типа “Суры”. Рынок Браслава расположен в весьма живописном месте: сам рынок пересекаюн неширокие протоки, через которые перекинуты арочные мостики; клумбочки и березки добавляют шарма этому месту.

Мы с Игорем отправились на поиски шестигранника на 8мм. Нашли его достаточно быстро в мини-магазине, торгующим метизами и инструментом.

Наконец-то все в сборе и мы отправились к центру Браслава посмотреть костёл и пополнить запасы питьевой воды, а оттуда уже на маршрут.

Посмотрели костёл, заправились водой и поехали дальше. Еще на рынке мы заметили, что погода начала портиться: солнышко скрылось за обложными тучами, поднялся ветерок. На выезде из города ветер усилился еще больше и похолодало.

Пришлось утепляться. Потом свернули на трассу, что вела на Шарковщину и уже после поворота решили уже укрыть баулы штормовыми накидками и приготовиться к возможному дождю, который не заставил себя долго ждать. На одной из остановок мы немного переждали дождь, а заодно дали время переодеться другим, но дождь затянулся и решили ехать дальше. В Ахремовцах свернули налево. Дорога сначала была как всегда насыпная, но потом начался асфальт и дождь перестал. Видимо дождь прошел южнее и мы смело пошли по грунтам. В одном месте даже пошли по полю, хотя если верить карте там вполне нормальная дорога должна быть.

Вскоре это блуждание по полю прекратилось и мы вышли к деревушке. Время уже подходило к обеду, но магазины не попадались. На обед встали прямо рядом с дорогой, немного углубившись в лес. Развели костёр, что бы подогреть консервы и согреть чай.

Почти покончили с обедом, как снова начался дождь. Дождь был уже проливной и мы основательно так промокли. Перекур устроили в одном из магазинчиков. Продавщица любезно разрешила воспользоваться её розеткой для подзарядки гаджетов, а я немного покормил свой фотоаппарат. В знак благодарности купил несколько шоколадных батончиков и 4 батарейки для Гармина. Пока отдыхали в магазине, решили обсудить главное - ночевка. Ехать решили до Шарковщины, а там заселиться в гостиницу. Пока были в магазине, дождик стал стихать, а вскоре и вовсе перестал и в Шарковщину въехали уже без него.

Сразу направились искать гостиницу, но там не оказалось свободных мест. Всё заняла большая бригада, приехавшая на торфоразработки - дело дрянь. Попробовали поискать квартиры на час-сутки, но этот сервис там попросту отсутствует. Остановились в кафе, где покушали, а мы с Игорем отправились поменять еще немного валюты, по ходу дела интересуясь съемом жилья у местных, но безрезультатно. Погода начала налаживаться и показалось даже солнышко. Моя куртка Эндуро Фьюжн оказалась очень даже быстросохнущей и перспектива ночевки в лесу уже не так пугала как возможно кого-то другого. Выручила девушка-администратор в кафе, она позвонила своему парню, а тот предложил нам переночевать в доме его мамы. Пришлось правда его самого подождать немного. Вскоре подъехал черный бусик и мы поехали за ним следом, вскоре подъехали к типовому домику из силикатного кирпича и нас радушно встретила женщина лет 50ти. К сожалению её отчество не запомнил и буду звать её т.Валей. собственно так мы её и звали.

Перво на перво привязали велики. Мы заняли две комнаты, т.е мальчики - направо, а девочки - налево, только Вадим с Наташей решили ночевать в палатке несмотря на наши уговоры. Вещи были разложены на все батареи и шкафы, розетки просто напоминали каких-то кибер ёжиков от зарядников.

Правда постирушка сопровождалась некоторыми трудностями - в доме не было централизованного водоснабжения и стирали по старинке в тазу, а воду грели на плите. Женская половина взялась за приготовление ужина, который состоял из великолепных щей, а мы снарядили зондеркоманду за горючим в ближайший магазин.

  • Ой, ребята, время уже 6й час, могут и не продать выпивку, - сказала тётя Валя, - до пяти её продают, но вы правда не местные, так что может и дадут.
  • А что так строго-то у вас с этим?
  • Да вот такой закон.

Тем не менее гонцы отправились в магазин. Тут настала моя очередь стирать свои вещи и я пошел на кухню, где уже суетились Настя, Аня и т.Валя. В окно я увидел пару “батонов” возле завалинки. “Батонами” зовут водители покрышки, которые идут на прицепы и полуприцепы грузовиков за их характерный объем.

  • Тёть Валь, а сын ваш часом не дальнобойщик? - спросил я т.Валю.
  • Да, а как вы догадались? Он в Москву мясо возит на мясокомбинат.
  • Да вот покрышки от фуры лежат во дворе, вот и подумал, что он дальняк.
  • Вы тоже стало быть этим занимаетесь?
  • Да, уже без малого 15 лет кручу баранку, но я дальше Москвы, Самары, Нижнего и Орла не забираюсь.

Тем временем вернулись наши гонцы. По лицам было видно, что они чем-то удивлены и над чем-то смеялись дорогой.

  • Что, цены на алкоголь тут такие смешные? - спросили мы наших гонцов.
  • Да нет, цены не особо смешные, просто КАК нам всё это продали: приходим значит в магазин, берем там колбаску еще кое чего из закуски, потом уже пиво; продавщица сразу определила, что не местные и поэтому продала сей продукт, но всё это она делала, как будто смертный грех совершила какой, или за ней шпионят.
  • Вы уж только в темный пакет бутылки положите и не рисуйтесь на улице особо, а то меня уволят, - сказала она на прощание.
  • Хорошо, мы вас не подставим, но скажите - почему такие порядки? - спросили мы.
  • Посевная у нас идёт.

Да, такого пожалуй во времена “сухого закона” даже не было, но с нашим народом иначе наверное и нельзя.

Но вот подоспели щи и картошка, мы накрыли на стол и сели ужинать. Что и говорить, он был просто великолепным, а первый тост конечно же за гостеприимную хозяйку дома. 

 

День 5 (30 апреля) Шарковщина - озеро Лисицкое, 60км

День 6 (1 мая) озеро Лисицкое - озеро Нарочь, 75км

День 7 (2 мая) озеро Нарочь - Вилейское вдхр, 85км

День 8 (3 мая) Вилейское вдхр - Логойск, 80км

День 9 (4 мая) Логойск - Заславское вдхр, 52км

День 10 (5 мая) Заславское вдхр - Минск

Заключение