Мокша или Вдогонку за уходящей осенью.
Автор: Вячеслав АндреевУчастник велопохода: Андреев Вячеслав г. Пенза.
Байк: Author Proxy (2006).
Сроки проведения похода: 20 - 24 октября 2017 г.
Пройденное расстояние: 606 км (61 км - грунт)
Количество ходовых дней: 5
Маршрут велопохода.
Пенза - Васильевка - исток Мокши - Мокшан - Скачки - Голицыно - Ива - Новые Пичуры - Сканово - Казеевка - Вечкенино - Ковылкино - Красная Пресня - Новая Толковка - Преображенский - Краснослободск - Пурдошки - Жегалово - Темников - Санаксарь - Барашево - Явас - Леплей - Потьма - Новая Потьма - Покровские Селищи - Спасск - Нижний Ломов - Подгорное - Мокшан - Рамзай - Пенза.
Сезон 2017 года я красиво начал трёхдневным велопоходом Пенза - Самара в конце апреля. И больше никуда ни катал. Лето прошло и вот уже осень подходила к концу и вдруг я решил поставить жирную точку в пустом предложении. Выкроил 5 дней в конце октября, выпросил более-менее устойчивую погоду, придумал маршрут вдоль интересной реки и поехал.
Мо́кша – река в Европейской части России; в Пензенской, Нижегородской, Рязанской областях и Республике Мордовии; правый приток Оки.
В XIII–XVII вв. на берегах Мокши находились крепости, охранявшие границы Московского государства. По Мокше проходил путь, удобный для торговых людей, царских воинов, разбойников. В настоящее время река образует естественную границу между Нижегородской и Рязанской областями.
Исток Мокши находится у д. Елизаветино в Пензенской области. Мокша впадает в Оку ниже г. Касимова. Длина Мокши 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км2 – 1-й по площади бассейна и 2-й по длине (после Клязьмы) приток Оки[*]. Основные притоки: Сивинь, Сатис, Ермишь (правые); Атмис, Вад и Цна (левые).
Бассейн расположен на северо-западных склонах Приволжской возвышенности и Окско-Донской равнины. Бассейн Мокши асимметричен: его левобережная часть почти в три раза больше правобережной части. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января -11°C, июля +19°C. В бассейне Мокши ежегодно выпадает около 550 мм осадков, что соответствует достаточному увлажнению. Бассейн Мокши занят ландшафтами смешанных и широколиственными лесов, а также лесостепей. Площадь лесов составляет около 35% площади водосбора. В верховьях Мокши находится Мордовский природный заповедник, в котором доминирует растительность южной тайги.
Воды реки используется для коммунально-бытового водоснабжения. Выработка электроэнергии производится на небольших гидроузлах (выше г. Краснослободска, ниже устья р. Цны). Судоходна на нижних 156 км. Мокша привлекательна для водных туристов и рыбаков.
На берегах Мокши находятся города Ковылкино, Краснослободск, Темников.
По плану я хотел найти исток Мокши и ехать вдоль неё до устья в Рязанской области. Но не хватило времени из-за холода, коротких дней, грязных грунтовок и поломок велосипеда.
1 день. 20 октября. 116 км (20 грунт).
Старт, как обычно, до восхода Солнца. Выехал в 6.00. По улице Бекешской поднялся пешком на Западную поляну и по валяевской дороге поехал через арбековский лес. Погода хорошая: +5, ветра нет.
После Малой Валяевки, проехав 1,5 километра, свернул налево на грунтовку (53.200191, 44.828974). Время 7.00. Дорога идёт на юг через поле, местами чуть грязная. Через километр около края дубовой лесополосы повернул направо, через 200 метров налево и через полкилометра снова направо. Отсюда идёт прямая грунтовка (около 2,5 км) на запад в сторону Александровского пруда.
По плотине (53.182409, 44.794908) перешёл на другой берег. Повернул направо и по грязной грунтовке (около 2,5 км) поехал в сторону трассы Нижний Новгород - Саратов (Р158). Трассу пересёк в 7.50 на развилке в село Васильевка (53.197263, 44.771549).
Первый грунтовый участок позади (6 км). Далее ехал по старому асфальту до сёла Крутец. Отсюда до Мокшана я ни разу не ездил.
В центре Васильевки, после моста через речку (53.231228, 44.694471), я чуть ошибся с направлением и 300 метров шёл пешком в гору мимо церкви. Навстречу шли ученики в школу. Поняв ошибку, я развернулся и быстро съехал обратно. Далее ехал в северо-западном направлении по одному из порядков села по сильно раздолбанному асфальту около километра. После села дорога стала значительно лучше и я быстро докатил до Вязовки. Небо прояснилось и Солнце стало увеличивать температуру воздуха до более приятных значений.
Время 9.00. Я на краю села (53.254659, 44.647313). Дорога повернула направо в село, а я продолжил путь прямо по грязной грунтовке. Через километр дорога нырнула через овраг, повернула направо и пошла в гору. Здесь я спешился. Чернозём, очень грязно. Дорога плавно повернула налево и снова вышла на прямую в западном направлении. Дойдя до первого перекрёстка, меня переклинило. Я по Солнцу никак не мог определить куда идти дальше. После спора с самим собой повернул зачем-то налево и съехал вниз в тот же овраг, но чуть дальше. Возможно мне не захотелось ехать по очень грязной дороге. Съехав вниз, я повернул направо и поехал по дну лощины. Грунтовка была более наезженной и утрамбованной и вела к дачам, до которых я быстро домчал. Здесь заканчивался Пензенский район и начинался Мокшанский. От угла дачного массива (53.253912, 44.598206), я шёл пешком в гору в северо-западном направлении около 300 метров. Затем повернул в дачи и около часа крутил по ним, придерживаясь западного направления, в сторону железной дороги на Москву. Несмотря на позднюю осень, мне довольно часто встречались машины и люди. Что они тут в такое время делали - непонятно. Я свой дачный сезон уже закрыл. Железную дорогу иногда было слышно и я по звуку корректировал направление движения. По тропке выехал на платформу «о.п.674 км» (53.266274, 44.570583).
Время 10.25. Отсюда до истока реки Мокша было уже недалеко. С другой стороны железки ещё один дачный массив. Я его обошёл справа, с севера. Местами грязь, приходилось идти пешком. Грунтовка далее шла прямо на северо-запад. Слева молодые берёзки, не сбросившие ещё желтую листву, справа пашня.
В 11.00 пересёк в чистом поле нефтепровод. Далее слева в понижении стали виднеться крупные деревья. Где-то там Мокша. Через полтора километра дорога повернула направо, а налево отходила заросшая травой грунтовка. Я повернул налево и не ошибся. Через 200 метров я добрался до цели. Исток Мокши (53.312951, 44.535326). Несмотря на близость к Пензе, я к своему стыду ни разу здесь не был.
Барельеф девушки, сидящей у родника, два креста, беседка, табличка с краткой информацией о реке, небольшой пруд. Всё это в тени старых зелёных ив, которые и не собирались в ближайшее время сбрасывать листву. Минут пятнадцать я отдыхал. Перекусил, пофоткал всё.
По тропе вышел обратно на грунтовку и по ней минут за двадцать доехал до села Елизаветино. Второй и последний на сегодня грунтовый участок позади (14 км). В селе первый раз за поход переехал Мокшу. Два километра до трассы Мокшан - Нечаевка. Поворот направо и ещё до Мокшана 10 километров хорошего асфальта. Погода стала портиться. Солнце спряталось за чёрные (снеговые) тучи, поднялся северо-западный ветер. По ощущениям температура была около +3.
В 13.00 доехал до федеральной трассы (М5). Сразу за ней районный центр Мокшан. По федералке до этого места я доехал бы за 2,5 часа. Я же проехал 56 километров за семь часов! Пересёк трассу и покатался 20 минут по посёлку. Достопримечательностей немного. В центре две церкви и музей советского писателя А.Г.Малышкина, произведения которого я с интересом читал. А также на краю посёлка сохранился вал и сторожевая башня, которые прекрасно видно, проезжая по федеральной трассе.
Из Мокшана выезжал по другим улицам на северо-западе посёлка. Затем ехал по федералке в сторону Москвы около часа через сёла Симбухово, Михайловку и Плёсс. Сразу за селом повернул направо по указателю на село Скачки (53.472576, 44.439806). Время 14.10. Позади 70 километров.
Далее ехал по знакомой дороге через сёла Скачки и Чернозерье. В 16.00 был в Долгоруково, а в 16.25 въехал в Нижнеломовский район. Минут через десять, проехав сотню, добрался до села Голицыно, основанным в 1685 году князем И.И.Голицыным. В конце 19 века в селе проживало почти 3000 людей, сейчас менее тысячи. Рядом с селом знаменитый Голицинский лесопарк, где сохранились редкие породы деревьев.
После села ехал в темноте 11 километров до поворота на село Аршиновка. На развилке повернул направо, на север. В полной темноте пересёк в шестой раз за день реку Мокшу. Стало совсем холодно. В семь вечера, где-то перед селом Александровка в сосновом лесу поставил палатку. За 13 часов проехал 116 километров. Ночью было около ноля, я замёрз.
2 день. 21 октября. 115 км (23 грунт).
Подъём в семь утра. Выехал только в 8.20. Часа полтора светового времени потратил зря. Через 20 минут был в селе Ива, в котором есть горнолыжный комплекс «Ивушка» (53.696814, 43.955042).
Ещё через 20 минут село закончилось, а вместе с ним и асфальт. Далее грунтовка из песка и мелких камней. Ехал и наслаждался пейзажами!
В 10.40 добрался до села Новые Пичуры. Отсюда начинается асфальт и Наровчатский район. Первый грунтовый участок (17 километров) позади. Через час доехал до села Сканово, где находится возможно один из самых красивых монастырей страны Троице-Сканов монастырь, а в 1,5 километрах от него есть Пещерный монастырь (53.858559, 43.778422). В селе пробыл не менее получаса, сделал много фотографий. Доехал и до подземного монастыря.
Из Сканово поехал в сторону Наровчата. Но по плану доехал только до реки Мокша, сфотографировал памятник княгине Нарчатки (53.880017, 43.730321)и поехал обратно. Не доезжая километр до Сканово, повернул налево на северо-восток в сторону села Казеевка. Около 300 метров плохой асфальт, потом 2 километра каменистая грунтовка до маленького села Морозовка. А от неё 4 километра хорошего асфальта до Казеевки.
В центре села, перед разрушенной церковью начинается грязь. Пришлось около километра пешком идти до конца села. Потом ещё полтора километра грунта до берёзовой лесополосы с трудом но ехал по грязи. Здесь на столбе висит табличка про какой-то охотколлектив «Бобр» (53.917823, 43.848832) и здесь же начинается Мордовия. Отсюда ещё километр грунта до села Васильевка.
Грунты (23 км) на сегодня закончились. Время 13.45. Проехал всего 50 километров. От Васильевки до трассы Торбеево - Ковылкино 5 км асфальта. В середине этого отрезка ещё раз переехал Мокшу. На трассе повернул направо и поехал в Ковылкино. В 14.20 начался мелкий дождь, но Солнце продолжало светить.
Минуты на три показалась радуга. Я её успел сфоткать. В 14.35 въехал в Ковылкино. Минут за 15 проехал весь город до восточного края. Дождь закончился. Далее я поехал по новой для себя дороге до федеральной трассы (участок Краснослободск - Саранск). Я с востока объехал Ковылкино и после ж/д переезда повернул направо. По хорошему асфальту помчал на северо-восток. В 14.20 переехал через Мокшу (54.085778, 44.000965) и ещё через 5 минут добрался до крупного села Красная Пресня. Солнце светило ярко, но было очень прохладно. Дорога красивая, много леса в основном соснового, очень мало машин. Через час небо снова заволокло тёмными тучами.
В 16.35 добрался до села Новая Толковка (92 км). Когда покупал в магазине продукты, на улице пошёл снег крупными хлопьями. Минут пять переждал непогоду под козырьком магазина. Снег сменился на мелкий дождь, который быстро закончился. Температура воздуха +2, не больше. Хорошо хоть ветра сильного не было. Дальше ехал уже в темноте. Фонарь не включал. Несколько каких-то сёл проехал. Ближе к семи вечера стал высматривать место для ночёвки, но неожиданно увидел и услышал впереди дорогу с большим движением. Уже?! Доехав до федеральной трассы, я остановился минут на пять. Захотел найти место для палатки. Не нашёл. Слишком крутые обрывы с дороги и сразу кусты. Потом я вспомнил, что недалеко должен быть хороший сосняк у села Преображенский. Проехав ещё километра два в сторону Краснослободска, с левой стороны от дороги действительно начался сосновый лес (54.371329, 43.884638). Отойдя от дороги метров на 50, я поставил палатку. Финиш почти в восемь часов. Ночь была ещё холодней. Но я к ней лучше подготовился, завернулся во всё, что у меня было. Проехал 115 км.
3 день. 22 октября. 115 км (8 грунт).
Под утро был мороз. Я спал опять урывками, периодически дрожа.
В этот раз удалось выехать на час раньше (7.20). В 7.40 был у Спасо-Преображенского монастыря, расположенного также на берегу Мокши. Рядом с ним облупленный памятник Мичурину(54.379931, 43.827496).
Вдоль Мокши по песчаной дороге доехал до посёлка Пенькозавод и из него выехал обратно на федералку. По развязке съехал на дорогу ведущую в Краснослободск. Три километра ехал на север по пустой дороге до моста через Мокшу.
Вот почему не было машин! Мост полностью закрыт на ремонт. Справа от него узкий деревянный подвесной мост для пешеходов. Мостик сначала шёл ровно, а непосредственно над рекой делал плавный спуск и подъём к другому берегу.
Я для ускорения переправы встал левой ногой на левую педаль и, не перекидывая правую ногу через велосипед, поехал вниз. На середине моста мне приспичило сфотографировать главную реку похода и я нажал на тормоз. Оба колеса повело влево и велосипед с грохотом упал вместе со мной на мост. Хорошо не в воду. Я почувствовал боль в большом пальце на правой руке. Встал и как ни в чём не бывало сфоткал речку. Затем поднял велосипед и пешком с большим трудом стал вылезать наверх. Поверхность моста было покрыта тонкой коркой льда. Ноги скользили и хотели вернуться обратно на середину моста. Навстречу кое-как спускалась бабушка, держась за перила.
После моста долго шёл пешком в гору по тротуару улицы Халтурина. Остановился наверху. Снял перчатки. Заклеил пластырем содранную кожу на больших пальцах обеих рук. Легко отделался. В центре Краснослободска был в 8.50. Сфотографировав Воскресенский собор с золотыми куполами (54.431647, 43.777649), я поехал на север в сторону райцентра Ельники.
За двадцать минут доехал до села Желтоногово, в 10.00 повернул с трассы налево в сторону села Пурдошки. Новая для меня дорога до этого села была отличной. Вскоре начался Темниковский район. В 11.00 доехал до Пурдошек. Сразу после моста через Мокшу дорога пропала. Т.е. она была, но такая разбитая! Машины ехали медленнее меня. Километра три шло такое безобразие и по селу и после него. Как только начался лес, дорога снова стала идеально ровной. Появились первые указатели «Мордовский заповедник». До Темникова оставалось ещё 24 километра. После села Жегалово развилка на север в заповедник и Саров и на запад. Снова началась довольно плохая дорога почти до самого Темникова. До самого древнего города Мордовии добрался только к 14.00. Пофотографировал старинные здания, музей Ф.Ф.Ушакова.
В городке есть парки, скверы, небольшая пешеходная улица, большая площадь с памятником Ленину, стоящему над трибуной, по форме немного похожей на мавзолей на Красной площади. Есть пляж и река Мокша. А через реку есть пешеходный мост шириной почти два метра (54.630192, 43.193045), по которому я перешёл пешком.
Здесь река широкая. Не то что у нас в Мокшане. На другом берегу Мокши находится красивый Санаксарский монастырь на 3 километра выше по течению. За рекой грунтовая тропа. Первые два километра идёт тропа через луг мимо болот и кустов. Последний километр по песчаной грунтовке через лес. На развилках я выбирал более наезженную дорогу в западном направлении, в сторону села Алексеевка.
И тут произошло неожиданное событие, «украсившее» мой поход до самого конца. Левый шатун стал болтаться и отваливаться. Я посмотрел на него. Болт на месте. Пытался закрутить пальцами. Но разве сильно закрутишь? Камнем бил по шатуну, стараясь плотнее прижать и рукой завинчивал болт. Но спустя несколько минут движения на велосипеде, шатун опять начинал шататься. Я закручивал его снова и снова, старался ехать давя только на правую педаль. Пробовал заматывать скотчем. Возможно падение велосипеда на мостике в Краснослободске как-то повлияло на эту поломку.
В Алексеевке купил кое-что из еды. Не было только хлеба. В 15.30 доехал до Санаксарского монастыря. Пофоткал, купил в ларьке монастырский хлеб за 60 рублей.
Отсюда собирался ехать в Старый город и дальше через лес в Теньгушево. Но с такой поломкой велосипеда передумал. Поехал на юг в сторону трассы Темников - Кадом. Дорога хорошая, гладкая.
Стемнело. Я двигался в сторону Барашево, периодически останавливаясь для подкручивания болта. Крутил педали одной правой. Часов в 7 вечера застучало переднее колесо. Прокол. Красиво закончился день. Я углубился в лес и поставил палатку. Колесо снял и засунул внутрь, но ремонтировать не стал. Завернулся получше и попытался уснуть. Проехал 115 километров. Я находился в самой дальней точке своего маршрута от дома. Появилось желание вернуться домой и как можно быстрее.
4 день. 23 октября. 119 км. (8 грунт)
Проснулся в 4 часа. Мороз около 5 градусов. Блин, холодно! Вылез из спальника наполовину и стал ремонтировать колесо. От напряжения согрелся. Позавтракал, собрался и в 6 утра тронулся в путь. В 6.40, проехав 5 километров добрался до Барашево. Здесь показалась первая зона.
От этого села я уже шёл пешком, т.к. надоело крутить этот болт. Да и ехать очень холодно. Ветер дул в лицо. По ощущению -10 мороза. Руки замерзали в перчатках. До посёлка Явас 13 километров, я шёл 2,5 часа. В посёлке в автомагазине купил нужный ключ для болта. Быстро закрутил у магазина болт и довольный поехал. Но километра через три снова разболтался шатун. Я камнем забил шатун поплотнее и сильно закрутил ключом.
На этот раз проехал почти десять километров. Прогресс! Я продолжал движение на юг, а тем временем мимо меня проносились сёла с зонами: Парца, где сидела Надя Толокно, Ударный, Леплей, Сосновка, Молочница. Через эти сёла я один раз проезжал ночью летом 2014 года на марафоне 600 км. Поэтому я помню только огни зон и идеально ровную дорогу.
В Потьму приехал в 13.05, проехав уже 60 километров. На въезде в посёлок Школа Тракторных Бригадиров, как только начинается крутой спуск дороги и поворот направо, я свернул влево на старый асфальт в лес (54.084509, 42.875139). Как и планировал, я поехал в село Новая Потьма (ещё один новый участок для меня). Минут через десять остановился в лесу для перекуса. Посидел в дубовом лесу на упавшем дереве.
После леса асфальт пропал и пошла грунтовка из крупного камня. Напрыгался. Шатун периодически подкручивая, добрался до Новой Потьмы. За километр до села начинается асфальт. По селу сначала хороший асфальт, а потом частично присыпанный щебнем. После села опять крупнокаменистая грунтовка. В общей сложности километров восемь такой дороги получилось.
За километр до села Покровские Селищи начинается асфальт на развилке дорог (54.018880, 42.995790). В центре села Варсоновьевский монастырь, построенный совсем недавно. Большое красивое сооружение, похожее на крепость.
В 15.30 выехал на М5 и поехал в сторону Пензы. В 16.10 въехал в Пензенскую область. Дорога хорошая, широкая. Машины ехать не мешают. Минут через десять доехал до Спасска. По городу шёл пешком по тротуару, т.к. движение транспорта плотное, а проезжая часть узкая. Шёл с полчаса и высматривал магазины с продуктами, но не зашёл ни в один. Далее до поворота на Вадинск шёл новый для меня участок трассы М5 около 40 километров. Часа через полтора, когда уже совсем стемнело на АЗС (53.833314, 43.292187) перед селом Дубровки купил сок и печеньки. Минут за десять согрелся, пока ждал продавца с пересменки. Но когда вышел, быстро замёрз. Температура снова ушла в минус, дул небольшой попутный ветер. Проехав ещё восемь километров, после села Веденяпино решил финишировать. Под светом фонарей, которыми был освещён участок трассы, в лесополосе нагрёб большую кучу сухих листьев и поставил на неё палатку. Проехал 119 километров. Болт на шатуне за день закручивал не менее 25 раз. Поэтому устали не только ноги, но и руки. Финиш в 19.45.
5 день. 24 октября. 141 км.
Выехал в 7 утра. Настал последний день мучений. Было одно желание - быстрее вернуться домой и отогреться. Через час доехал до поворота на Вадинск. Ещё через полтора часа добрался до города Нижний Ломов. Покатался по нему минут сорок. Город не большой, но симпатичный. Есть обзорная площадка, скверы, старинные здания, памятник паровозу, Свято-Успенский монастырь. На рынке (53.533107, 43.689362) купил два вкусных хлеба и воду.
Всё, дальше дорога только прямо, по М5 до дома. Участок трассы от первого поворота на Каменку (у села Атмис), до поворота на Скачки, куда я поворачивал в первый день похода, я также проезжал впервые. Трасса везде нормальная, широкая. Сёл немного. К Вирге проехал в 12.20. Село Подгорное прошёл пешком. С правой стороны от трассы есть не плохой тротуар.
В 15.35 подъехал к Мокшану. Сделал фотографию сторожевой башни и вала. (53.444352, 44.581131).
В крупное село Рамзай, недалеко от которого находится скульптурный парк «Легенда» на Чистых прудах (53.313442, 44.770226), я приехал уже в темноте. Позади 120 километров. После Рамзая дорога раскачивается. Два долгих подъёма шёл пешком по краю дороги. Я шёл в светоотражающей жилетке и меня прекрасно всем было видно. Фонари не включал.
К Пензе подъехал к 19.00. В очередной раз подкрутив шатун, я погнал по проспекту Победы, обгоняя машины при возможности. Пару раз ещё пришлось остановиться на ритуал прикручивания шатуна. Раз тридцать за день его подкручивал точно. В 19.50 наконец-то вернулся домой. Проехал 141 километр.
ИТОГИ.
Маршрут мне показался довольно интересным. Более трети дистанции получилось по совершенно новым и незнакомым дорогам. Достопримечательностей и просто красивых мест по пути встречалось много. Асфальт и грунт периодически сменяли друг друга. По плану обратно я хотел вернуться другими дорогами, но поломка, отнимающая время и силы, заставила меня ехать самым коротким путём по М5.
Погода была относительно нормальная. Температура в среднем держалась около ноля, осадков было мало, ветра сильного не было. Вещей тёплых взял мало, поэтому и мёрз каждую ночь. Палатку взял новую, однослойку. По утрам замёрзший на стенках конденсат высыпал на улицу. Жидкость приходилось класть в спальник и греть своим телом, чтобы пить потом не очень холодную. Со здоровьем после похода ничего не случилось, даже не простудился.
Но всё же я бы предпочёл ехать все дни при +40, чем при 0 градусов.
Ни комаров, ни клещей и прочей нечисти в это время уже нет. И это тоже плюс для походов в холодное время года.
Велопоход мне понравился, но больше таких не хочу.