Даты: 11 - 13 июня 2016 года

 

Маршрут: Кузнецк - Пионер - Чибирлей - Тарлаково 2е - Анненково - Нижнее Аблязово - Верхозим - Старое Шаткино - Новое Шаткино - Русский Камешкир - Дмитриевка - Лапшово - Кулясово - Аряш - Пасечное - Бузовлево - Мачкасы - Каржимант - Русская Норка - Шемышейка - Алферьевка - Камайка - Засечное - Пенза

 

 

Участники:

* Андрей Кольчугин (А.К.)
* Александр Фефелов
* Сергей Матвеев
* Вадим Дмитриев (clopgovorun)
* Елена (lenenok)
* Александр Роганов (sandro)
* Сергей Годяев
* Вячеслав Жадан
* Дмитрий Тюренков
* Арина Лапшина
* Александр Каденс
* Анастасия Уральцева
* Максим (Lithe)

Содержание

 

День 1 (11 июня), 72 км

Собирались перед зданием вокзала. Взяли билеты на электричку до Кузнецка. Причем кассир даже не предупредила об акции, по которой можно было везти велосипед бесплатно. Поэтому многие взяли ненужные билеты для своего железного коня.

Мы погрузились в вагоны. Так как народу было много распределились по разным вагонам.

Вначале вагоны были свободными, но потом народу набилось достаточно много. Правда основная масса ехала недалеко и вторую половину пути опять ехали свободно.

По дороге составили меню и собрали деньги на продукты. И приехали на вокзал Кузнецка. Оперативно выгрузились, сфоткались...

...и поехали искать магазин.





Магазин нашли быстро. Закупились. Разобрали по рюкзакам общественное питание.

Подкрепились.



Хорошо подкрепились.

Посмотрели на вокзал.

Перед вокзалом стоит памятник кузнецу, в честь которого назван город.

И поехали по маршруту. Выехали из города достаточно быстро. Пересекли трассу M5. И поехали на юг.

Погода была отличная. Светило солнце. Было сухо и тепло. Мчаться по не загруженной четырехколесным транспортом дороге было приятно. Ехали спокойно. Останавливались передохнуть и подождать отстающих.

Вокруг лес. Дорога свободна. Ляпота!



Остановились у родника. Быстро затарились водой. Вода здесь хорошая, вкусная.

И тут по рации передают, что у одного из велосипедов сломалась задняя втулка. Поломка серьезная, но не смотря на это она вроде крутится. Убрали задний переключатель, укоротили цепь и можно ехать. Но только на одной звезде. Так и ехал Александр на одной скорости весь поход, причем нисколько не отставая от остальных.

Наш маршрут достиг самой южной точки на данном этапе. Здесь поворот на турбазу "Сосновый бор". Мы поехали туда посмотреть, но уткнулись в закрытые ворота с грубой охраной. На территорию нас не пустили. Предлагали кому то одному оформить пропуск и сходить посмотреть, но мы не воспользовались таким радушным предложением. Видимо у них клиентов хватает и новые им не нужны. И мы поехали дальше.

Далее наш путь повернул на северо-запад через 2е Тарлаково на Анненково. Через некоторое время мы въехали в лес. Ехать по лесной дороге гораздо лучше, чем по асфальту. Главное при этом не останавливаться. Летающие кровососы не дремлют.

Перед Анненково мы проехались по красивым лугам, позади которых широко раскинулось довольно крупное село. Семнадцать улиц. Живет более двух тысяч человек.

Местные жители занимаются заготовкой сена на полянке.

Бодро прокатились по селу и повернули в сторону Нижнего Аблязова.

Проехав немного с горки мы остановились как завороженные у красивых прудов. Было чем полюбоваться. Здесь и устроили небольшой перекус.

Очень красивое место.



Совсем недалеко стоит местная достопримечательность: церковь Рождества Христова.

Построена в 1724 г. в селе Нижнее Аблязово прадедом А.Н. Радищева Г.А. Аблязовым. Церковь каменная, с двумя приделами, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. Александра Свирского, трапезной и двухъярусной колокольней. Храм типа «восьмерик на четверике». От колокольни к храму над трапезной устроен деревянный переход. Фасадный декор выполнен по мотивам узорочного стиля и московского барокко середины 17 в.

В церкви находится пятиярусный золоченый резной деревянный иконостас – образец монументально-декоративного искусства 2-й четверти 18 в., выполненный в стиле барокко. Иконостас увенчан скульптурной композицией «Вознесение Христа», в верхней части которой находится полуфигура Саваофа, окруженная головками херувимов; внизу – фигура возносящегося Иисуса Христа, а по краям – трубящие ангелы. «Царские врата» иконостаса украшены скульптурной группой «Сошествие Святого Духа», редко встречающейся в данном месте иконостаса.

У южной стены церкви находится пристенная фигурная композиция «Гроб Господень». Во фронтальной ее части изображение креста с лестницей и ниспадающей пеленой, по бокам фигуры ангелов, указывающие на сцену «Оплакивание Иисуса Христа».

Церковь действующая и используется православной общиной.

С 1960 г. находится на республиканском учете как памятник архитектуры. 
[Никонов А.Б. Церковь Рождества Христова / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 526-527.]

Мы остановились и осмотрели это интересное место. Желающие набрали воды в стоящем внутри специальном баке с краником. Правда потом пришли в выводу, что вода оказалась не вкусной. Внутри проводили экскурсию на иностранном языке.

Немного отдохнули. 

Вход в церковь.

Видно, что средняя часть сделана из дерева.

Колокола.

Вид от церкви на село.

Отдохнув, перекусив и заправившись водой мы поехали дальше по маршруту. Проехав совсем немного мы остановились у жидкого препятствия, которое не удалось преодолеть не промочив ног.



Речка "Тютнярь" была не глубокая. Но пришлось разуваться.



Постепенно, найдя самый мелкий путь, мы преодолели ее. Обулись и поехали дальше отличной лесной дорогой.

В этом районе нашей бедной области добывают плохенькую нефть. В ней очень много серы. Она очень низкого качества. Но даже такую нефть алчно высасывают из земли с помощью вот таких насосов. Вокруг ни заборов. Ни охраны. Вообще никого. Один насос качает себе потихоньку. Рядом стоит специфический запах нефти с сероводородом. Долго находится здесь не хочется. Потом еще в нескольких местах мы узнавали принесенный ветром такой же запах как здесь.

Добравшись до поселка городского типа "Верхозим" мы нашли магазин и стали делать покупки с расчетом на вечер и утро. Нашлись и желающие просто полакомиться мороженным.

Это переделанный на одну скорость велосипед Александра, который вот уже полдня крутит педали с повышенной нагрузкой.

После Верхозима по асфальту докатили до села старое Шаткино, стоящего на левом берегу реки Кадады. Где то здесь нам предстояло найти место для первой ночевки.

По этой дороге мы и приехали.

Свернули с асфальта. И поехали в сторону реки. По дороге нашли действующий колодец, в котором заменили воду из церкви на более вкусную.

На ночевку остановились на берегу Кадады на поляне с молодыми соснами. Поставили палатки. Начали готовить место для костра. Комарья была уйма. Кто пошел купаться, кто за дровами. И тут к нам подъехал местный лесник. Оказывается мы встали в заповедной зоне, где нельзя ставить палатки и жечь костры. Он охал и ахал намекая на то, что нам здесь не место. Андрей, быстро сориентировавшись в обстановке, уговорил его оставить нас на одну ночь, если мы будем вести себя тихо и культурно и не будем мусорить. Охранник лесного правопорядка уже было согласился и тут с речки раздались задорные вопли наших купальщиков. Их тоже можно понять. Весь день крутили педали. Добрались до речки и решили оторваться ни в чем себе не отказывая. Упавшая челюсть лесника больно стукнула Андрея по ноге. С большим трудом удалось во второй раз убедить его, что мы будем вести себя хорошо.

Отстояв свое право на отдых мы продолжили готовиться к ужину и ночевке.

Среди нас оказался высококласный специалист в приготовлении изысканных блюд туристической кухни. Такого меню в походах я еще не пробовал. Сергей по всем правилам кулинарного искусства приготовил бесподобный гороховый суп, который разошелся на ура. Жаль добавки не было предусмотрено.

Отлично поужинав, разошлись по палаткам и захрапели под причудливые звуки лесной полянки.

 

День 2 (12 июня), 73 км

Утром решили не дожидаться сурового лесника и позавтракать по дороге. Быстро собрались и отправились в путь. Правда мне далеко уехать не удалось. Накануне вечером я менял задние тормозные колодки и забыл прикрутить на место одну сторону багажника. Утром он напомнил мне об этом веселым бряцаньем об раму. Пришлось возвращаться в поисках хитрого болта. Болт в траве я так и не нашел, но проблему удалось решить переставив болт с другого места. Остальные расположились на завтрак в лесополосе сразу за селом. Сварили традиционную овсяную кашу со сгущенным молоком.

Дмитрий и Арина успели автономно позавтракать еще на поляне и уехали вперед. Остальные позавтракали и поехали дальше.

К этому времени на небе стали хмуриться тучки. На подъезде к Русскому Камешкиру стал накрапывать дождик. Все приоделись. И при первой возможности попрятались на какой то детской площадке.

Кто куда.

Крыша в домике оказалась дырявой. А пол усеян бутылками и битым стеклом. Понятно как проводит время местная молодежь.

В итоге доехали до местного автовокзала и площади с магазинами и зависли здесь часа на два. Пока закупили продукты, дождик усилился.

Мы стояли под крышей и думали о дальнейшем маршруте как нам позвонили уехавшие вперед товарищи. Их испугали местные жители абсолютно непроходимой дорогой и они повернули назад и едут нам навстречу в обратном направлении. Мы призадумались. А дождь не собирался заканчиваться.



Несмотря ни на что мы решили ехать дальше. Впереди нас ждали грунты. Мокрые, размытые грунты и непроходимая, по мнению местных жителей, дорога. Дождь не переставал ни на минуту. Сначала, от Русского Камешкира до Кулясово, был асфальт. Асфальт не очень хороший. Весь в выбоенах и заплатках. Ехать было бы интересно, объезжая препятствия, если бы не дождь. По дороге мы встретили Дмитрия и Арину. Они еще раз передали нам угрожающее предупреждение местных жителей о том, что мы там не проедем и поехали по асфальту обратно через Русский Камешкир в Лопатино. Мы же упорно двинулись вперед. Среди нас был хороший знаток Пензенской области и он поставил под сомнение предупреждения местных жителей о непроходимости дороги. Нам ничего не оставалось как ехать за ним. В Кулясово нас самих начали предупреждать местные жители о том, что проехать там нельзя. Причем их даже никто не спрашивал. Просто заботясь о хрупких велотуристах и особенно о велотуристках они хотели помочь и безуспешно пытались повернуть нас вспять. Но мы все же двинули в сторону непроходимой дороги. Асфальт закончился и пошла мокрая грязь. Дождь был не сильный, но постоянный. Дорога была из смеси песка, глины и камней. Было грязно, но ехать можно. Так мы и продвигались периодически пробуксовывая своим 1WD. Вот и остатки деревни Аряш. Не знаю живет ли кто то там сейчас. Мне она показалась заброшенной. Половина пути пройдена. Что можно сказать о состоянии дороги? Там даже на машине можно было проехать. На всем протяжении только пара больших ям с лужами, по которым проедет только уазик или нива. Остальную дорогу можно было бы проехать на любой легковой машине.  

Мы недоумевали. Неужели жители не знают о состоянии этой дороги. Почему нас упорно возвращали назад, говоря о непроходимости пути?! Это осталось загадкой.

Мы весьма успешно проехали до села Пасечное и дальше в Бузолево выбрались на асфальт.

Еще немного по асфальту и примерно здесь на берегу Узы запланирована вторая ночевка.

Мы остановились на остановке на вечерний перекус. Дождь лил весь день без остановки. Все замерзли и промокли. Двое сейчас где то в Лопатино. Они не доехали до нас, оставшись ночевать там. Все были грязные по самое ни хочу. В общем на тот момент выглядело всё грустно и печально. И здесь не выдержал sandro и решил рвануть в ночь до самой Пензы. Благо его физическая подготовка позволяла сделать этот подвиг. До Пензы было около 80 км. Вечер. Скоро стемнеет. Льет дождь. Кто то ему позавидовал. Кто то посочувствовал. Мы забрали у него общественное снаряжение и общую провизию и поехали искать место для ночевки, оставив его готовиться к победному рывку.

Небольшая проблема заключалась в том, что к месту ночевки нужно было еще около двух километров ехать по грунтам. А дождь все не останавливается. Но это нам было совсем не страшно. Все были грязные и мокрые. И мы смело тронулись в путь.

Каково же было наше удивление когда подъехав на предполагаемое место ночевки мы увидели там около десяти палаток и байдарки на берегу. Это были наши Пензенские водники. Они сплавлялись по Узе и встали здесь на ночевку.

Место позволяло и мы встали на стоянку недалеко от них. Наконец то дождь закончился. Мы поставили палатки и стали готовиться к ужину.

Ужин по традиции был просто шикарный. Сергей опять применил все свои кулинарные умения и сварил наиароматнейший  и очень вкусный суп с колбасой и тушенкой. Было очень вкусно. Мы посидели у костра. Согрелись. Соседи весело пели под гитару. Печаль улетучилась. Всё было замечательно.



Мы с сочувствием вспомнили нашего товарища, усердно крутящего сейчас педали в сторону Пензы и пошли спать.

 

День 3 (13 июня), 82 км

Утром проснулись. Дождя не было и это уже хорошо. Велосипеды представляли собой жалкое зрелище. Фотография не передает полной картины. Все было гораздо запущенней.

Завтрак традиционный.

Чистим велосипеды. Кто то (не будем показывать пальцем :) ) отмывает велосипед полностью. Но ведь нам ехать обратно по той же самой грязище.

Быстро собираемся и отправляемся в дорогу. Погода внесла коррективы в наш дальнейший маршрут. Соваться в грязь никому не хочется. Поэтому сегодня нас ждет один асфальт до самой Пензы. Через Шемышейку.

Выбрались с места ночевки по той же грязи на асфальт.



И поехали по дороге в сторону Шемышейки. Дорога ровная. Рельефа нет. Катится хорошо. Доехали до Шемышейки и решили устроить перекус. Нашли магнит и подкрепились рядом с ним. 

Пообедали и поехали в Пензу по трассе. Дождя сегодня не было. Было сухо и жарко. Добрались без приключений.

Поход получился интересный. Богатый и насыщенный разными событиями. Всем спасибо за компанию.