Даты: 8 - 14 июня 2014

Маршрут: Стерлитамак - Макарово - Аскарово - Старосубхангулово - Темясово - Тубинский - оз. Талкас - хр. Ирендык - вдп. Гадельша - Сибай

(наведите мышкой на красный флажок на карте чтобы подсветить трек)

Технические данные: 360км, набор высоты 5844м

Треки: Все треки (GPX) на Google Disk

Участники:

Слева направо: Ильгиз (Уфа), Вадим (timka, Пенза), Максим (Lithe, Пенза)

Фотографии из похода (привязаны к карте): Веб-альбом Picasa

Выводы

День 1 (7 июня). 15км

Стерлитамак - ночевка близи реки Белая

До Уфы мы с Максимом добрались как то быстро и легко. Поезд РЖД шел быстро - всего то ночь и полдня, и мы на месте. Несколько часов ожидания в районе вокзала и мы уже на современном экспрессе "Сапсанчике" едем в Стерлитамак. Вагоны всю дорогу были пустые что вызвало мое удивление. В нашем вагоне ехал местный велосипедист и мы пообщались с ним чтобы, так сказать узнать, чем живет и как развито местное велодвижение.

Что и следовало ожидать - с этим тут полный порядок. Есть спортивные школы, которые ходят с новичками и "бывалыми" в категорийные велопоходы, активисты отстаивают свои права и добились постройки в Уфе хорошей велодорожки, проводят массовые мероприятия... Вобщем нашей Пензе еще догонять и догонять.

В Стерлитамаке мы с Максимом (Ильгиз присоединится к нам завтра в деревне Макарово) выгрузились примерно в 9 вечера и сразу поехали искать место для ночевки вблизи города.

Я планировал встать на ночевку на берегу реки Белая - по фотографиям в интернете там очень красивые места. Но когда мы туда приехали то как то не решились вставать на ночевку - был субботний вечер и на берегу было много отдыхающих на машинах. Хотя стоит отметить, мусора было мало, т.е. люди на машинах тут как то более менее культурно отдыхают.

Хотелось провести первую ночь в полной тишине и спокойствии, под звездным небом, с костерком и мы решили отъехать от реки куда нибудь в сторону, в посадки. И такое место нашлось! Пусть не такое живописное конечно, но спокойствие и полная уверенность что ты тут один тоже имеет важную роль. Но как оказалось, мы тут не одни, но об этом чуть позже расскажу.

Хоть время было уже позднее но на улице было светло, правда с заходом солнца стремительно холодало. Мы с Максимом оперативно поставили палатки, развели костер и принялись готовить классику походов - гречку. Обошлись без рогатин :)

Давно не приходилось готовить на костре, все горелки да горелки. Все таки с костром интереснее: на красных угольках хлюпает почти готовая гречка, по телу растекается приятное тепло от его жару, над головой на небе появляются первые звезды.... и тут раздается шорох в кустах. Ну мало ли что шуршит в кустах на природе - может еж, может мышь, вообщем не придали особого значения. Вот и кашка сварилась, мы стали уплетать ее с сардельками и тут опять шорох - еще ближе к палаткам. Уже интересно, я встал пошел на шорох. Как и следовало ожидать, я был услышан и кто то метнулся от наших палаток в глубь непролазных кустов. Удовлетворившись что спугнул я зверя пошел доедать сардельки. Через пару минут опять все повторилось. Это уже стало надоедать. В итоге весь ужин это повторялось - шорох у палатки, криками, киданиями палками мы отгоняли неведомое существо а через пару минут оно опять приходило.

На улице уже стало реально холодно, часы показывали полночь и мы пошли укладываться по палаткам. Максим первый пошел к палатке и когда он в сумерках попытался открыть свой рюкзак, стоявший под тентом в палатке то оттуда каким то шипением выскочил зверек и бросился в кусты. Разглядеть его не удалось, но стало понятно что это он нас тут терроризирует весь ужин, а теперь набравшись наглости залез в рюкзак. Мы решили что такое настырное поведение типично для крыс и стали думать что делать. Ведь не боится близко подходить к нам, а что будет дальше? А дальше Максим улегся в палатке, я решил посидеть еще чуток у костра и тут доносится голос Максима - "Вадим! Он тут! Прямо у палатки лазит, шуршит! Вот зараза, ничего не боится!" Я взял фонарик и пошел "на разборку". Зверек уже совсем к нам привык так что показал себя во всей своей красе - вылез из под палатки Максима, встал на задние лапки и смотрел несколько секунд на меня. Подходя к палатке мне удалось его сфотографировать.

Вот оказывается кто тут такой наглый! Дикий хомяк, вот кто! Успокоившись, что это не крыса мы быстро уснули. А то были мысли вообще уехать с этого места подальше, кто ее знает что будет когда мы заснем.

День 2 (8 июня). 82км, Набор 1267м, сброс 930м

Ночевка вблизи реки Белая - Кулгунино

Ночь была самой холодной за все время похода. Для подстраховки я даже ночью дополнительно укрылся велочехлом. Но с первыми лучами солнца воздух сразу стал прогреваться и  роса на траве быстро сохла.

Утром Максим начал доставать вещи из рюкзака и оказалось что вчерашний грызун все же успел подпакостить: погрыз сникерс и..... мыло.

Доев вечерний ужин и выпив полкружки чаю мы можно сказать начали своей первый полный ходовой день. Кстати, спросите почему так мало чая было утром? Да потому что вчера вечером как то особо не позаботились о том что ночевка будет вдали от воды, везли с собой в бутылках не так много запасов. Да и к тому же, целый литр вскипяченной воды еще вчера вечером я, балбес, разлил, нечаянно зацепив кастрюльку ногой. Так что утренняя чайная церемония была на грани срыва.

Но, благо, мы не в пустыне и в первой же деревне пополнили запасы. Сразу же отметили, что деревни которые нам попадались в очень приличном состоянии. Но о них я еще расскажу, а пока что с асфальта вдали мы увидели первую нашу достопримечательность на маршруте - Шихан Тратау. Его высота над уровнем моря 402м, а относительная высота 280м.

Это один из трех оставшихся шиханов вблизи Стерлитамака, причем самый высокий. Так то их было четыре, но один Стерлитамакское промышленное предприятие переработало на соду, практически сравняв его с землей. Интересно, но шиханы это ничто иное как древние коралловые рифы, ведь 230 миллионов лет назад тут было море.

Вблизи шихан Тратау (Торатау) смотрится еще более величественно.

Мы конечно же залезли на самую вершину. Сколько смогли одолели в седле, потом привязали велосипеды к дереву и полезли уже налегке. Сверху открывается потрясающий вид!

Отсюда хорошо видны два остальных шихана - Юрактау и Куштау. Рядом с ними был и четвертый.

И красиво смотрится окультуренное платное место для любителей пикников на природе. Оттуда доносилась популярная музыка, вообщем не наш формат

Осмотр шихана доставил нам большое удовольствие. Если бы не оставленные внизу велосипеды,  то я бы еще провел бы часик на вершине. Но пора ехать, и для разнообразия со словами "какой велопоход без первопрохода" по заросшей дороге мы срезали часть пути чтобы выбраться на трассу. Тут еще дорога хорошая, а потом она исчезнет и примерно метров 800 пришлось проехаться по полю.

Дальше примерно 30 км ехали по трассе Стерлитамак - Белорецк  до деревни Макарово. Асфальт проложен с этой стороны только до этой деревни, дальше идет гравийка которая местами трудно проходимая для легкового транспорта. Пока рельеф напоминал некоторые холмистые районы Пензенской области, это и не удивительно. Наш маршрут пересекает Урал с Запада на Восток, и до гор мы еще не доехали. Вон они там, вдалеке видны. Кадр постановочный, Максим развернулся на 180 градусов по ходу движения.

Тут случился прокол у меня, заклеили а все равно воздух уходил откуда то. Пришлось поменять камеру на новую чтобы не терять времени. Больше технических проблем у меня не было.

К 15 часам дня мы добрались до деревни Макарово.

Сложилось впечатление что деревня превращается в курортную зону для горожан из Стерлитамака. Очень много красивых, добротных усадьб. Место ведь тут очень красивое, воздух чистый да и от города по трассе совсем не далеко.

Ильгиз нас встретил рядом с домом, где он находился у родственников. Мы с Максимом ехали без обеда так что приглашение отобедать мы не проигнорировали и прошли в дом. Нас вкусно накормили картофельником, предложили чай с молоком и медом. Спасибо большое хозяйке!

После Макарово асфальт заканчивается и начинается пыльный грейдер. Для велосипеда особых проблем по нему ехать нет, потряхивает конечно, да иногда стиральная доска идет.

Рядом с дорогой заросшие деревьями древние скалы вместе с облаками создавали интересные картины

Но не только закончился асфальт - закончился и холмистый рельеф и начались затяжные подъемы и коварные стремительные спуски. Перед первым довольно длинным тягунком слева от нас располагалась местная достопримечательность - Салаватская пещера, называемая в народе как пещера Салавата Юлаева.

Она не далеко от села Макарово, всего в 7 километрах и тут много отдыхающих. Сюда легко доехать на машине, так что пока мы ехали нас частенько обдавало клубами пыли. Мы залезли только на самый первый уровень - что то типа большого грота. Дальше вверх не полезли, хотелось как то лицезреть солнечную погоду и красивые пейзажи а не лазить по узким проходам в темноте при свете фонариков.

Проехав по каменистой дороге еще немного мы доехали до небольшого водопадика.

Сюда тоже доезжают туристы на машинах, и, как правило, разворачиваются обратно. Дальше идет уже дорога посложнее для автомобилей, что нам, велосипедистам, на руку. Мы смыли с себя пыль рядом с водопадом, заодно освежились - было очень жарко. Кстати, вода в этих местах очень чистая, Ильгиз уверял что можно пить сырой и ничего не будет. Весь поход он это нам демонстрировал, да и мы то же зачастую не брезговали.

Ну а после помывки пошел наш первый серьезный тягун. Не настолько был он крут, сколько длинный, а из за крупных камней сильно не разгонишься, еще жара.... Максима еще очень доставали мухи которые висят перед глазами и раздражают если на них обращать внимание.

Ночевать изначально планировалось рядом с Салаватской пещерой, но время позволяло еще крутить педали и мы решили ехать дальше. К тому же слишком тут показалось нам людным - хотелось побыть просто своей компанией наедине с природой. Ну мы и вкрутили и перевыполнили план чуть ли не на 20км. Причем эти 20км ровными не назовешь - постоянно приходилось быть в напряжении либо от того что ты едешь в горку, либо от того что приходится спускаться на тормозах по очень опасной дороге - мелкие камушки бросают груженный велосипед из стороны в сторону.

Когда подошло время вставать на ночевку то по пути мы остановились набрать родниковый водички. Рядом с дорогой, посреди гор и лесов стоял охраняемый домик - Ильгиз сказал что отсюда возят воду для местной водки. Родник называется "Серебрянный ключ", возможно и водка так же называется.

Типа тут очень чистая и хорошая вода. Честно говоря, добраться сюда не так то просто, а везти еще цистерну с водой... Ну не знаю, как то слишком заморочено для промышленного производства, а может и так, не знаю. Домик охранял разговорчивый мужчина, он очень зауважал наше увлечение путешествовать на велосипеде и рассказал что тут после спуска с перевальчика будет хорошее место для ночевки. Там и речка рядом. И действительно, место для ночевки было шикарным! У речки смыли ходовую грязь, на костре сготовили ужин.

А какой был закат, ммм! Мне с каждым часом, днем Башкирия нравилась все больше и больше.

Мы все гадали, кто в этот раз будет нас донимать ночью - какой грызун. Но оказалось все проще - как только ребята легли спать я по традиции остался еще посидеть у костра. И тут заметил что к нам идет табун лошадей. Лошади конечно не грызуны, но они еще долго топтались возле палаток, храпели, сопели, топали.... Но близко особо не подходили и на этом спасибо.

День 3 (9 июня). 52км, Набор 1309м, сброс 1235м

Кулгунино - Аскарово

Сегодня мы продолжили наш маршрут по грунтовым дорогам. Правда выезд со стоянки получился "напролом", как я люблю :)

А вот и село Кулгунино.

Красивая деревня, "живая". Домики все аккуратные, земля обрабатывается, в округе гуляет скот.

Там в магазинчике пополнили запасы провизии. У нас не было раскладки по дням, на нашем пути каждый день встречались деревни с магазинами где можно всегда купить самое необходимое. Разве что тушенку мы взяли с собой с запасом еще в Пензе.

Ну а после Кулгунино пошел сильно пересеченный рельеф, в общем такой он и был весь наш поход.

Но как водится, после подъемов обязательно будет спуск. Они нас радовали порой своей красотой.

Было жарко и мы иногда останавливались и освежались в чистых горных речках. Еще одна деревня на нашем пути - Новосаитово.

Деревня как и все деревни на нашем пути "живая". Добротные деревянные дома, скот. Тут мы купили у местных жителей очень вкусного, "настоящего" молока.

Отъехав немного от деревни, на берегу реки Бретяк быстро разожгли костер и сварили гречку.

Потом ее остудили и залили молоком - шикарнейший получился обед.

После такого обеда я еле встал "из за стола", а ведь еще и крутить педали по жаре, да в очередные горки. Но ничего, это не шашлыки, десять минут и опять появилась легкость в движении. Очередная "живая" деревня - Бретяк. Там мы купили килограмм гречки за 14 рублей и обычный целофановый пакетик чтобы ее везти за 5 руб. Нормально, да? Вокруг деревни гуляют лошади, да они тут везде гуляют, мы уже привыкли.

Дорога дальше опять радовала своей красотой. Вот она стихия для горного велосипеда!

Ночевать решили сразу после деревни Аскарово. Отъехали от села метров 800 и свернули вправо - пройдя поля мы спустились в овражек а там как раз текла чистая горная речка.

Вроде бы идеальное место для ночевки, но я его забраковал - тут довольно низко и вечером бы нас съели комары. К тому же по утрам туман стелется и тут было бы довольно сыро. Вообщем выбрались из оврага, еще немного прошли по полю до лесополосы и уже тут расположились на ночевку. Еще одно прекрасное и красивое место.

После ужина ребята как то быстро улеглись спать, видно устали после ходового дня, а мне что то не спалось. До самых сумерек, а это примерно до 23.30 я гулял по полю и вдыхал аромат вечернего поля. Ушел довольно далеко от лагеря, а когда возвращался меня немного помочил дождик. После него полевой аромат стал еще насыщенней. После такой прогулки что то и мне захотелось спать.

День 4 (10 июня). 77км, Набор 1524м, сброс 1468м

Аскарово - дорога на Лесозавод-2

Утром по полю гуляли лошади. Они гуляют сами по себе, как и коровы. Никаких пастухов замечено не было, животным тут раздолье.

Ехать по гравийке нам еще оставалось примерно 25 километров.

Вроде и не много, но нам предстояло преодолеть несколько жутких затяжных подъемов. Конечно не настолько чтоб уж прям жутких, но все равно, приходилось потрудиться. Тем более день сегодня был особенно жарким. Я как то сразу взял свой рабочий темп и оторвался от ребят - мне комфортнее в подъемы въезжать в седле, чем спешиваться.

После очередного спуска меня вызвал по рации Максим - говорит "Вадим, воду оставь, мы идем по сухому". Максим еще утром сказал что воды как бы маловато, надо заправить. Ну как маловато, по 1,5 литра было на брата. Я много не пью, мне 1,5 литра хватает чуть ли не на весь день, а вот Максим и Ильгиз в такую жару потребляли их в больших количествах. Пришлось выручить ребят - оставил свою воду у знака на дороге и поехал вперед, к асфальту. Все таки в такую жару да без воды ехать опасно, поэтому теперь я ехал спокойнее, экономил силы.

До асфальта оставалось 14км. Если и дальше будут такие резкие подъемы, то без воды будет тяжко. Она где то должна быть здесь по любому, но дорога не пересекала еще ни одну речушку. На мое счастье, после вызова по рации был только один подъем - потом шел затяжной плавный спуск до самого асфальта.

На асфальте я подождал ребят - оказалось они остановили машину, спросили у местных где тут вода есть и оказалось что надо было свернуть с дороги и будет речка. Там они и набрали воды, чему я был рад.

Асфальтовая дорога привела нас в красивое село, административный центр, Старосубхангулово.

В селе мы посетили кафешку и очень вкусно пообедали. В магазинчике купили пиво и поехали купаться на речку Белая, которая протекает через это село. Очень душевно посидели, смыли пыль и на душе было очень хорошо после купания.

Но впереди еще много светового дня, и хотя ночевка была запланирована где то тут, мы все еще шли с опережением графика и поэтому решили ехать дальше. И как же обидно, что дорога сразу пошла в подъем. Опять пот, опять пыль от проезжавших мимо легковых машин и лесовозов. Но что ж поделать, главное денек хороший да и места красивые.

Место для ночевки опять нашли прекрасное - рядом чистая речушка, хорошая полянка, полная тишина несмотря на близость с дорогой. Тут трафик нулевой, особенно ближе к вечеру.

День 5 (11 июня). 62км, Набор 730м, сброс 794м

Дорога на Лесозавод-2 - оз. Талкас

Утро впервые выдалось пасмурным, но не холодным.

Ехалось легко по прохладцу, правда проезжающие мимо машины пакостили нам, оставляя после себя клубы пыли.

Окружающая нас природа стала немного другой - появилось больше сосен.

Следующая большая деревня на нашем пути - Темясово

Тут даже нашлась кафешка где мы и остановились пообедать.

После обеда нас накрыл моросящий дождик, но он был не сильным и мы даже не останавливались. Потом погода разгулялась и стало вообще замечательно. Самые красоты пошли при подъезде к озеру Талкас.

Зная, что озеро пользуется большой популярностью у любителей отдыха на природе, мы решили закупить продукты заранее, в деревне Тубинский. Цены на озере заметно выше на все, а у нас тут запланирована ночевка.

Въезд на озеро для машин платный, 400 руб за сутки. Нас пропустили бесплатно, даже не пришлось ничего объяснять. Машин было очень много, почти все места были заняты, а где и можно было встать то в близи какой то компании, значит шансон на весь вечер обеспечен. Поэтому мы уехали практически в самый конец озера и поставили палатки на совершенно пустой полянке.

Компанию нам составил лишь ежик, который весь вечер так и бродил рядом с палатками.

Так как мы шли с опережением графика времени у нас было много, поэтому отдыхать так отдыхать!

К сожалению, заход в воду тут не особо хороший, но все равно как без купания то обойтись. А к вечеру вокруг нас собралось много отдыхающих на машинах - наверно три компании точно. Видно им не нашлось место поближе и тоже пришлось ехать в самый конец озера, хотя по пути пришлось им преодолеть пару бродиков. Но нам повезло, все они вели себя очень тихо и их даже не было слышно.

В этот день Ильгиз почуствовал себя плохо - поднялась температура, был сильный озноб. Таблетки пить отказался - ну он врач, ему виднее. Надо конечно ему выздоравливать, все же поход еще не закончился хотя остались уже не такие большие ходовые пробеги да и набор высот уже будет поменьше.

День 6 (12 июня). 41км, Набор 714м, сброс 842м

оз. Талкас - вдп. Гадельша

Утром никуда не спешили, в этот раз не было раннего подъема как обычно. Спали до тех пор пока солнце не стало нагревать палатку и находится в ней стало уже не комфортно. Ильгизу вроде полегче, но все равно общая слабость еще присутствует.

Мы неспешно позавтракали, собрали вещи и поехали по треку дальше. Сегодня нам нужно всего лишь взять хребет Ирендык а потом будет спуск практически до самого водопада Гадельша.

Взять хребет было не так уж и сложно - идет плавный набор высоты по довольно не плохой гравийной дороге. Я ни разу не останавливался до самого верха. Максимальная высота над уровнем моря зафиксированная моим навигатором составила 878м. Практически на самом верху можно свернуть с дороги, пройти 100 метров и отроется красивый обзор с высоты.

Ну а потом был стремительный спуск. Местами он был опасный из за крупного и мелкого щебня распуск, так что руки постоянно находились в напряжении. Расслабляться нельзя, иначе груженный велосипед на скорости за 30 км-ч может потерять контроль и тогда отделаться только синяками вряд ли получится.

Ну а после того, как мы спустились с хребта настал момент когда можно сказать что все - Урал пройден! Дальше уже стало больше простора.

На пути к водопаду Гадельша мы остановились на обед на очень красивом озере Сарыкуль. Жаль, искупаться тут так и не получилось - дно было сильно илистое а пройдя 20 метров от берега глубина была ниже пояса все еще. Вообщем озеро только для созерцания.

Время позволяло не только не спеша приготовит обед, но даже и вздремнуть в тенечке. Уж больно было жарко на солнце.

До самого высокого водопада Башкирии дорога радовала глаз. Ехать быстро совсем не хотелось, я так и катился "на тормозах" еле еле, крутя головой по сторонам.

Когда мы выехали на основную гравийную дорогу из Сибая до водопада то сразу почуствовалось что едем мы в популярное место. Машины сновали туда-сюда, пришлось опять подышать пылью. К самому водопаду не проехать, но зато перед ним есть поляна, где все оставляют машины и дальше идут пешком около 300м. Мы разговорились с одной семьей, вошли так сказать в доверие и оставили велосипеды под их присмотром и прогулялись налегке. Водопад Гадельша лично на меня не произвел впечатления, так, побывать "для галочки" можно.

Удивительно, но пока мы ехали через лесную дорогу к водопаду то нас атаковали комары, но на самом водопаде их вообще не было.

День подходил к концу, пора искать место для ночевки. Поговорив с отдыхающими, узнали, что тут не далеко есть целая система озер где очень красиво. Туда мы и отправились и знаете, действительно, место потрясающее! Озер много, выбирай любой который понравится. Да и народу тут совсем мало. Вообщем мы нашли "свое" озеро.

Лошади, гуляющие не вдалеке придавали особый колорит этому месту. Жаль, с костром в этот раз совсем плохо - кругом только молодой березняк, сушняка вообще нет. Пришлось воспользоваться горелкой.

Ильгизу до сих пор как то не здоровилось, он лег спать пораньше. После ужина к нему присоединился Максим, я опять немного побродил по округе пока не стемнело, сфотографировал ночную красоту и залез спать в свою однушку.

День 7 (13 июня). 29км, Набор 300м, сброс 430м

вдп. Гадельша - Сибай

Очень рано утром прошел дождик, но когда пришло время просыпаться - а это около 8 утра, земля немного подсохла. Это хорошо, так как тут дорога сплошная глина, и если ехать после дождя то могут быть сложности. Пока приготовили завтрак, пока собрали лагерь дорога уже совсем подсохла. Чтобы ночевать на этих озерах нам пришлось свернуть с основного трека и поэтому как бы логично было вернуться назад, но время позволяло и я решил сделать крюк через все озера, так, для интереса. Вообщем не зря, дорога тут интересная и красивая.

Ну а дальше была дорога на Сибай. До поселка Старый Сибай шла грунтовка, а только после него пошел асфальт. Последняя достопримечательность в нашем походе - Сибайский карьер. Это не какой то там карьер, а один из крупнейших во всем мире! Его освоение началась в 30-х годах прошлого столетия и на данный момент его глубина составляет 505м, а диаметр 2 км. Он поражает своими размерами. Что там добывают? Медно-цинково-колчеданновую руду. Огромные Белазы не так то просто разглядеть на фоне этой громадной воронки. Сегодня был выходной, поэтому карьер не работал - ну я так думаю.

Ну вот и все, можно сказать поход на этом закончился. Из Сибая до Уфы мы ехали на поезде, 4 часа ожидания в Уфе и следующий поезд уже доставил нас с Максимом до Пензы.

Выводы

Могу сказать что походом я очень доволен, Башкирия мне очень понравилась своим рельефом. Во первых тут красиво, раздольно. Много хороших мест для полевых ночевок, села все в приличном состоянии и купить в них можно не только алкоголь. Во вторых рельеф вносит разнообразие в маршрут, в Поволжье таких мест нет. В третьих все это довольно близко от Пензы, и что удобно, много поездов ходит в том направлении.

Да, нас пугали что Башкирия это рассадник энцефалитных клещей. Мы принимали меры предосторожности - опрыскали палатки, одежду спреем от клещей и за весь поход видели только трех или четырех особей которые бегали по коже. Так что контейнеры для этих гадов мы привезли пустыми. Еще тут распространена мышиная болезнь, но мы тоже соблюдали правила гигиены - мыли руки с мылом. Ильгиз сказал, что вирус вызывающий эту болезнь не устойчив к ультрафиолету, так что обилие солнечных дней в нашем походе было нам на руку :)

Думаю, я еще вернусь в Башкирию и это будет еще одна яркая страница в моем альбоме велопутешествий.