• Хвалынск, р.Волга

• Пензенские поля

• Исландия, ледник Vatnajökull

• Киргизия, перевал Кегеты 3805м

Зависть плохое чувство, но я все же завидую Самарцам. У них прямо под боком есть и величественная Волга, и Жигулевские горы и конечно же национальный парк "Самарская Лука". Разнообразный пейзаж и рельеф делают велопрогулки очень интересными и запоминающимися. Радует хоть то от Пензы эти места не так уж и далеко находятся, и доехать до них особых проблем нет.

В велопоходе по Самарской Луке 20 - 21 августа участвовало пять человек из Пензы: DmVash, Silva, SerGo, Антон и timka. В качества маршрута был выбран маршрут #2 для продвинутых с сайта velosamara.ru. Реальный же наш трек получился таким:

В пятницу вечером погрузив велосипеды в автоприцеп взяли курс на Жигулевск.

Доехали аккуратно и без приключений (спасибо водителю Silva). Оставив машину на стоянке в Жигулевске поехали искать место для ночевки. Было уже темно, около 23 часов, но луна освещала темные силуэты гор вокруг. Сразу же почувстовалась разница с Пензенским рельефом. Отъехав несколько км от города нашли прекрасное место для стоянки - кто то услужливо прямо для нас скосил сухую колючую траву подготовив площадки под палатки. Место было в овраге, особо не проглядываемое, и это позволило нам разжечь костер.

Покушав, посетовав на то, что в попыхах при разгрузке вещей забыли в автомобиле 1 литр хорошего бальзамчика, поглядев кристалльно трезвым взгядом на звезды и луну, попускав пар, идущий от каждого выдоха, разошлись по палаткам спать - часы показывали далеко за полночь.

Спалось просто замечательно, особенно под утренний дождик. Под звуки капель разбивающихся об тент, я опять задремал и проснулся окончательно уже когда солнце стало нагревать воздух в палатке.

Торопится нам было не куда, сегодня предстояло движение по асфальту до старинного поселка Ширяево. Его возраст древнее Пензы и он очень популярен у туристов.

Практически с первых же километров по маршруту был стремительный спуск по серпантину с 270 метров до 50.

На половине спуска сделали остановку чтобы остудить тормоза как тут же нас нагнал УАЗ с сотрудником охраны парка и начал спрашивать куда мы собрались. Мы честно ответили что по асфальту едем до Ширяево, и никуда сворачивать с трассы не собираемся. Благо у каждой отворотки, идущей в национальный парк висит табличка что въед запрещен под угрозой жесткой кары. Особо претензий к нам не было и мы продолжили спуск. Дальше дорога шла вдоль берега Волги, и мы часто останавливались делая фотографии.

В планах у нас был подъем на гору Стрельная - самая высокая точка Жигулевских гор, 375 метров. Но сразу же были остановлены человеком в форме, и нас огорчили тем что посещение этого места закрыто и лучше не стоит нарываться на штраф в 5000 руб. Делать нечего, поехали дальше. Отъехав не так далеко, увидели качки, которые что то качают из недр земли. Вот так у нас, качать на территории заповедника углеводороды можно, а организованно за билеты посетить красивое место туристам нельзя.

Вообще дорога вдоль Волги проходит по старым деревням, в которых раньше было широко развито мануфактурное производство. Например в поселке Богатырь располагалось и до сих пор работает карьер по добычи известняка. А в городке Зольное издавна добывали нефть.

Вот так, неспешно мы доехали и до поселка Ширяево.

Здесь расположен дом-музей Репина, где он делал наброски к своей знаменитой работе  "Бурлаки на Волге" а так же дом-музей А.В. Ширяевца, поэта, друга Сергея Есенина. Расположение деревни очень удачное, практически у самого подножия Жигулевских гор, в овраге (Ширяевский овраг) в поперечине около 2 км. Немного отъехав от деревни и немного вскарабкавшись повыше для лучшего обзора окрестностей решили пообедать.

Погода была замечательная, грело солнышко и освежающий ветерок гулял по оврагу. Вообщем после приемы пищи мы конкретно "забатонились", кто то наверно даже успел подремать :). А что - спешить некуда, в планах у нас найти место для ночевки рядом с деревней и сгонять на известный родник Каменая Чаша. До него ехать грунтовой дорогой не так далеко, около 10 км, но что то тащить вещи не захотелось и мы сняв велорюкзаки заныкали их в овраге в кустах.

joomplu:758

Родник особо не вызвал у нас впечатлений, наверно это на фоне всего увиденного за весь день, поэтому долго не стали там задерживаться.

На обратном пути я поехал к месту где были спрятаны вещи а ребята разведать приглянувшееся нам еще в обед место для ночевки - эдакий карниз в горе прямо над деревней. С большой радостью обнаружил все спрятанные вещи на месте стал дожидаться ребят. Предположения подтвердились - там замечательное место для ночевки с прекрасным обзором с выстоты на Волгу и деревню. Как то быстро солнце упало за горизонт и палатки мы ставили уже в темноте при свете фонарей. (Фотографии сделаны утром следующего дня)

Удовлетворив желудки, стали любоваться красотами: лунная дорожка на Волгой, где то внизу в деревне лают шальные собаки, где то гуляет молодеж... Но все равно, было очень комфортно и уютно здесь сидеть, на карнизе. Долго можно было бы просто смотреть на Луну и Волгу, но спать все же надо - завтра предстоит довольно трудовой и ходовой день. Пробег за день составил около 60 км.

Встали пораньше, как смогли - около 7.30. Сегодня будет похоже жарче чем вчера - уже с утра солнышко пригревает. Сразу же после Ширяево поехали грунтовой дорогой, проложенной практически по самому берегу Волги.

Берег тут каменистый и много туристов ставят тут палатки и отдыхает. Тут можно судя по всему жечь костры. Проехав гору Верблюд (забираться на нее не стали), дорога перешла в козью тропу. Слева обрыв метров 20, справа гора - ехать на груженом велосипеде очень опасно и большую часть пути я прошел пешком.

Эта тропа закончилась довольно неприятным спуском, нам пришлось выстроится вдоль него и по цепочке передавать вещи по отдельности вниз. Зато потом пошла отличная укатанная грунтовка и вот мы выехали в село Рождествено. Это село находится прямо напротив Самары, по другую сторону берега. Село было основанно аж в 1578 году. Рядом с селом устроили обед в посадке.

Дальше еще с десяток километров по асфальту и мы доехали до деревни Торновое. Затяжной подъем на холм и перед нами открывается поразительный вид на местность - вдалеке на горизонте виден город Самара.

После деревни пошел грунт, который при малейшем дождике превращается в скользую и липкую глину. Дорога проходит по территории заповедника, что в принципе могло повлечь неприятный разговор с охранниками парка, если нас заметят. А так, видно сразу что территория охраняется - практически никого нет, мусора тоже нет. И действительно, государству нужно охранять такие места - тут очень красиво, и сохранить эту естественную природу непосредственно вблизи города-миллионика многого стоит.

Концовка маршрута запомнилась многочисленными крутыми оврагами, спускаться легко а вот подниматься под конец дня уже тяжеловато. Как только мы выехали за территорию заповедника, о чем свидетельствовал шлагбаум решили немного перевести дух - осталось ехать на велосипедах совсем немного на сегодня. Только сели на бревнышко как с территории заповедника выехал УАЗ и охранник увидев нас воскликнул "А земля то круглая!". Это он нас днем ранее выспрашивал куда мы едем и где будем ночевать. Сказал что формально если бы он нас встретил за шлагбаумом то мог бы докопаться, т.к. посещение этих мест без разрешения администрации запрещено. Но толи мы такие белые и пушистые на вид, толи дядька нормальный попался - вообщем претензий к нам не было, сказал лишь что лучше не рисковать и не ездить больше этой дорогой.

Дело было к вечеру, вернувшись на место нашей первой ночевки поужинали и поехали в Жигулевск на стоянку.

Пробег за день составил около 80 км.

Погрузили наших верных коней в прицеп, пожелали водителю не заснуть за рулем, выехали.

joomplu:759

Время было около 22-30 вечера. Водитель у нас был и правда классный, так же без приключений доехали до дому и более того, всех нас развез по домам. Спасибо тебе огромное Слава! А так же благодарен я DmVash'у за приглашение принять участвие в маршруте.

На последок хочу сказать, что уезжал я с чувством что еще не раз вернусь в Жигулевские горы, уж больно они притягивают меня.